Posted 22 мая 2005, 20:00
Published 22 мая 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:38
Updated 8 марта, 09:38
Герман Греф начал свой доклад президенту с приятных цифр. Он рассказал о том, что «апрель оказался у нас более успешен, чем предыдущие месяцы»: промышленное производство приросло в месяц на полпроцента, а прирост ВВП с начала года составил 5,3%. Однако Владимир Путин неожиданно поинтересовался, как по сравнению с прошлым годом выросли инфляция и потребительские цены. Тут цифры оказались не такими приятными.
За первые четыре месяца инфляция выросла на 6,5%. С 1 по 16 мая рост цен составил еще 0,3%. Итого почти 7% за пять месяцев. И это при запланированных правительством 8,5% на весь 2005 год. «В этой связи каков ваш прогноз до конца года? – расспрашивал министра президент. – На какие показатели по инфляции мы выйдем?» Под натиском главы государства г-н Греф вынужден был признать, что «да, в этом году планировали 8,5%», но «скорее всего, конечно, у нас есть шанс остаться в пределах 10%».
Дальше глава МЭРТ стал, похоже, уговаривать сам себя: «Нужно удержаться в пределах десяти, может быть, немного больше, чем 10%». Правда, что такое в экономике «немного больше», он не уточнил. Это может быть и 15%, как прогнозируют многие российские независимые аналитики, и 11,5%, как предрекает МВФ. Президент, кстати, сам, продемонстрировав экономическую осведомленность, поинтересовался у министра, знаком ли он с прогнозом МВФ. Г-н Греф не стал скрывать, что знаком, и даже назвал его «очень негативным». По его убеждению, истинное положение инфляционных дел должна показать «динамика летних месяцев».
Таким образом, фактически руководитель Минэкономразвития признал, что у правительства пока только одна надежда сдержать рост инфляции. Это сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию. Однако, по мнению опрошенных «Новыми Известиями» экспертов, для того чтобы летом произошло снижение цен на овощи и фрукты, необходим, во-первых, хороший урожай, а во-вторых (и это будет иметь решающее значение), падение цен на бензин. И то, и другое на сегодняшний день под большим вопросом. Кроме того, в страну продолжает в огромных количествах поступать экспортная выручка от продажи нефти, которая увеличивает денежную массу. Это, как легко догадаться, снижению цен также не способствует. «Не контролировать инфляцию плохо, – напутствовал министра президент. – Правительство поставило перед собой определенные задачи, надо исполнять».
«Исполнять», впрочем, предстоит не только это. К 2008 году нужно удвоить выплаты бюджетникам. Делать это нужно не сразу, а постепенно. Источник все тот же – нефтедоллары. Чтобы их хватило, правительство решило поднять планку отсечения цены нефти для стабилизационного фонда с 20 до 27 долларов. Кстати, именно намерение в 2006 году пустить миллиарды рублей из стабфонда на бюджетные нужды не на шутку взволновало МВФ, о чем он и сообщил в своем докладе. По мнению международных экспертов, «ослабление российской бюджетной политики приведет к существенному замедлению экономического роста и росту инфляции».
Впрочем, практика постановки перед российским правительством взаимоисключающих задач показывает, что в результате не решается ни одна из них. В прошлом году надо было, с одной стороны, не допустить укрепления курса рубля, с другой –сдержать инфляцию. В итоге и рубль не удержали (он подорожал на 5,8, а не на 5%), и инфляция превысила «плановый» показатель на 1,7%. На этот раз аттракцион усложнили: и госрасходы увеличить, и цены сдержать, и при этом не дать упасть американской валюте ниже 26 руб. за доллар.