Posted 19 мая 2005, 20:00
Published 19 мая 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:38
Updated 8 марта, 09:38
Прежде всего, как выяснилось, надо постоянно напоминать о себе. Чтобы оставаться в памяти народной, популярные авторы выпускают буквально по книге в месяц (у той же Дарьи Донцовой норма 10–11 книг в год). У читателей возникают резонные опасения, что одному человеку такая скорость не под силу. Слухи о том, что кто-то помогает мэтрам детективов, опровергаются постоянно. И все же доподлинно известно: «литературные негры» существуют. Не беремся обвинять в этом грехе конкретных авторов, но уже существует таблица гонораров за сочинение популярных романов под чужим именем – от 500 до 2 тыс. долл. Технология сотрудничества известного писателя с «помощниками» такова: заказчики обрисовывают своим «неграм» общую сюжетную схему будущего романа. Потом набело редактируют текст, придавая ему особенности своего стиля, – так делал Александр Дюма-отец, который шлифовал «Трех мушкетеров» после своих учеников.
Каждый автор по-своему доказывает собственное героическое трудолюбие и постоянную работоспособность. О Дарье Донцовой – самом популярном авторе в России – рассказывают, что за нее пишут всего три «негра» из Воронежа. Лидер женского «иронического детектива» прокомментировала слух: «Я так обиделась! Ну, мужики ладно, только почему из провинциального Воронежа?!»
Запечь роман в буханку хлеба
Авторы детективов – главные герои мифотворчества в современной литературе. И лучший способ привлечь к себе внимание – использовать для детектива острую политическую или социальную интригу. До сих пор актуальна история о том, как Татьяна Устинова в романе «Олигарх с Большой медведицы» вывела персонажа, похожего на Михаила Ходорковского, и по сюжету освободила его из заточения. Тогда, по слухам, распущенным то ли врагами, то ли друзьями (проще говоря, продюсерами) писательницы, она обратилась к Ходорковскому с открытым письмом и каким-то чудом отправила ему «передачку» – чуть ли не запекла роман в буханку хлеба. Сама автор эти слухи опровергала в интервью «НИ»: «За кого вы меня принимаете? Пресса опубликовала обо мне какие-то страшные глупости. На самом деле я не маршировала под стенами «Матросской тишины». Но я с увлечением пишу об олигархах, поскольку, по моим представлениям, они, прежде всего очень много работающие люди».
Другая темная история связана с именем Александры Марининой, которая в недавнем романе вдруг изменила отношение к своим бывшим коллегам-милиционерам и публично заявила: «Люди могут прийти в милицию и сказать, что им страшно. Им откажут в помощи. Мне очень жаль, что остается все меньше и меньше людей в милиции, которые по этому поводу испытывали бы искренние угрызения совести!»
Представители другого жанра, военно-патриотического детектива, тоже стали замечать разложения родных ведомств. «Офицеры уходят из армии не только потому, что не хватает денег! Самое обидное, что Родина в лице государства и общества повернулась к ним задом», – недавно обратился к министрам силовых ведомств автор детективов Лев Пучков. Его публичное выступление поддержал коллега Александр Тамоников: «Падение престижа армии – следствие больших дел и безделий. Здесь все так же, как на гражданке. Есть бедная квартира с тараканами, а есть бедная квартира без тараканов, чистая и аккуратная. Все дело в хозяине, его способности, умении и желании жить в чистоте».
Созданные искусственно – в целях раскрутки авторов или рвущиеся из души, – такие заявления повышают популярность детективов. Однако сами популярные писатели иногда становятся жертвами «промоушена» и раскрутки. Публика, долго не верившая в рак Дарьи Донцовой (болезнь когда-то заставила ее писать), недавно пустила слух, что писательница снова заболела и даже умерла. Однако Донцова мужественно выдержала слухи о собственной кончине и воскрешении. Тиражи ее книг от этого не пострадали.
Сделать тушканчику химическую завивку
Производимые в промышленных масштабах детективы проходят целый конвейер, на котором разные стадии работы служат общему делу. После раскрутки увлекательной интриги необходимо создать яркую упаковку для истории убийства.
Особенно бросаются в глаза названия некоторых детективов. Скажем, парадоксальные заголовки книг Галины Куликовой: «Гарем покойников», «Секретарша на батарейках». Или завораживающие названия детективов Дарьи Донцовой: «Две невесты на одно место», «Тушканчик в бигудях» (при том, что правильная падежная форма – «в бигуди»).
В процессе разделения писательского труда индустрия детективов дошла до поиска людей, способных за гонорар придумывать зазывающие названия для романов. В издательстве «Эксмо», фактическом монополисте на рынке коммерческой литературы, не скрывают, что названия могут принадлежать не самим авторам. «В каждом отдельном случае бывает по-разному, но в основном названия для книг придумывает редактор», – рассказывает «НИ» начальник отдела женских детективов Ольга Рубис. Такая практика определенно расходится с принципами «высокой» литературы, где писатели-снобы часто считают, что название – это уже половина произведения.
В соответствии с зазывающим названием должна создаваться яркая обложка детектива. Девушка нежно обхватила плечо юноши на обложке книги Куликовой «Нагие намерения». Гипсовая статуя испачкана губной помадой на обложке романа Донцовой «Контрольный поцелуй». Ведущий художественный редактор издательства Сергей Курбатов рассказывает, что все художники заразились чтением детективов (почти как в золотой век литературы, когда наборщики до слез смеялись над рукописями Гоголя). «Для подготовки обложки художник обязательно прочитывает книгу и использует элементы сюжетной линии. Кроме того, к его работе есть отдельное требование – чувство юмора, без которого оформлять книги детективщиц просто невозможно».
Ходы «раскрутки» действуют прекрасно. И, как считают эксперты, на рынок вполне возможно ввести новое имя. Редактор отдела женского детектива Ольга Рубис заявляет, что свободные ниши еще есть: «Например, Татьяна Устинова представила в своих произведениях симбиоз детектива и любовного романа и, безусловно, сейчас занимает одну из лидирующих позиций». Новаторство Устиновой свелось к тому, что самые интеллигентные дамы в ее книгах всегда заводят сногсшибательные любовные интриги. Так что простора для творчества и места для новых властительниц женских дум на российском рынке предостаточно.
Первоначальные тиражи новых российских бестселлеров (в тыс. экземпляров)
1. Дарья ДОНЦОВА. «Две невесты на одно место» – 270
2. Александра МАРИНИНА. «Замена объекта» – 240
3. Борис АКУНИН. «Фантастика» – 150
4. Виктор ПЕЛЕВИН. «Священная книга оборотня» – 150
5. Татьяна ПОЛЯКОВА. «Мавр сделал свое дело» – 85
6. Василий АКСЕНОВ. «Вольтерьянцы и вольтерьянки» – 25
7. Евгений ГРИШКОВЕЦ. «Реки» – 20
8. Эдуард ЛИМОНОВ. «Торжество метафизики» – 20
9. Владимир СОРОКИН. «Четыре» – 7
10. Андрей БИТОВ. «Воспоминание о Пушкине» – 2