Posted 16 мая 2005, 20:00
Published 16 мая 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:39
Updated 8 марта, 09:39
То, что петербургским мостам необходим масштабный ремонт, ни для кого не секрет. Однако мало кто знал до сих пор, насколько плохо обстоят дела. Восемь металлических переправ, построенных еще до 1917 года, требуют немедленной капитальной реставрации. Холодные воды Невы разъели не только подводную их часть, но и значительно повредили верхнюю. До сих пор в Питере немало мостов на деревянных опорах, время замены которых прошло несколько лет назад. Сейчас ремонтные работы ведутся только на самом опасном из них – мосту Лейтенанта Шмидта. По словам г-на Петрова, как только они завершатся, настанет очередь еще одного знаменитого архитектурного творения – Дворцового моста.
Не менее опасная ситуация сложилась и вокруг относительно новых речных эстакад, выполненных из бетона. Постоянный поток автомобилей и знаменитый питерский климат не пощадили и их. Мосты над реками и каналами значительно провисли. Например, поверхность Тучкова моста прогнулась на 23 сантиметра. Всего, по подсчетам специалистов «Мостотреста», 68 мостов Петербурга нуждаются в срочной реконструкции. Габариты 60 из них не отвечают современным транспортным требованиям. Их необходимо расширять.
Причина не нова – недофинансирование. Так, в этом году в бюджете Петербурга на ремонтные мостовые работы выделено 1,4 млрд. рублей. В прошлом же было потрачено 2,5 млрд. По самым оптимистичным прогнозам г-на Петрова, если финансирование будет оставаться на прежнем уровне, то реконструкцию питерских мостов завершат не раньше чем через 50 лет. За это время многих из них просто недосчитаются. «Пока мы занимались деревянными мостами, в негодность пришли бетонные», – говорит Петров.
Но не только мосты – весь Петербург нуждается в срочном лечении. К такому выводу пришли ученые регионального фонда «Противодействие биоразрушению городской среды Санкт-Петербурга». Кроме постоянной сырости и шквалистых ветров Северную Венецию отличают резкие перепады давления и температуры. Но прежде всего, конечно, сырость: 70% территории Санкт-Петербурга, как и 300 лет назад, занимают болота, представляющие прекрасную среду для развития особой микрофлоры. Она разъедает органические соединения, использующиеся при строительстве домов, мостов и подземных коммуникаций, а на поверхность выходит в виде спор грибков и бактерий. Специалисты фонда подсчитали, что 80–90% петербургских сооружений поражены опасными микроорганизмами. Этим, утверждают ученые, во многом можно объяснить, почему, к примеру, отреставрированные к 300-летнему юбилею города фасады зданий и старинные ограды дворцов быстро пришли в негодность.
Но если осушить болота под Питером не представляется возможным, то справиться с аварийной канализацией и подземными трубопроводами не такая уж невыполнимая задача. В результате исследований борцы с биоразрушением установили, что не меньше, чем болота, на микроклимат Питера воздействуют современные подземные коммуникации: 50% трубопроводов постоянно протекает, образуя новые топи, которые производят те же опасные споры и грибки. Ученые бьют тревогу. Они утверждают, что биодеградация города Петра налицо. Микробы размножаются слишком активно и постепенно «поедают» мосты, метро и фундаменты зданий. Значительно обмелели реки и каналы, при этом сильно поднялся уровень грунтовых вод. В итоге то, что по нормативам должно простоять 50 лет, уже через 10–15 лет требует капитального ремонта.
Увы, пока ученые предлагают полуфантастический выход из положения – перестать строить новые здания в городской черте и сосредоточить строительство только на твердой почве. При этом рекомендуется возводить не многоквартирные дома, а небольшие коттеджи и таунхаусы, которые оказывают меньше давления на почву. Тем временем город отчаянно нуждается в жилье. Спрос на квартиры в новых районах и на новое элитное жилье в центре постоянно растет. Да и в пригородах найти место под постройку непросто. Похоже, ничто не может остановить разрушение одного из самых красивых городов мира.