В нем можно ходить по воде аки посуху и безопасно скатываться с холмов и даже с гор. Он боится снега, и потому основное место его обитания – в Новой Зеландии. Но уже готова русская версия зорба. Говорят, что француз Жиль Эберсоль взял идеи и чертежи шара, в котором человек может кататься с горы, у Леонардо да Винчи. Великий мастер продумал безопасность, но совсем не позаботился об удовольствии.
Первая модель, выпущенная в 1973 году, была похожа на «консервную банку», в которой человек может безопасно катиться с горы на скорости 50–60 км в час. В 90-х годах двое новозеландцев – ученый оборонного института Двейн ван дер Слуиз и коммерсант Эндр Экерс – усовершенствовали конструкцию и назвали ее зорбом. Это две прозрачные полихлорвиниловые сферы, одна в другой, внутри которых привязывают человека. Стандартный зорб имеет объем 13 куб. метров и весит приблизительно 80 килограммов. Диаметр внешней сферы 3,2 метра, внутренней – 1,8, правда, есть зорбы специально для детей от 3 до 12 лет размером 2,2 и 1,2 метра. Расстояние между сферами – 60–70 см, которое и создает амортизирующую воздушную подушку. Надувается зорб за несколько минут с помощью специального компрессора (или обычного пылесоса). После чего зорбонавт (а то и два зорбонавта) забирается внутрь через специальное отверстие. Затем шар спихивают с горы, холма или специальных искусственных горок для зорба – примерно 200 метров длиной с углом наклона в 15–25 градусов. В зорбе необязательно катиться, можно, перебирая ногами, ходить над землей или по воде. Кстати, чтобы утопить зорб в воде, зорбонавт должен иметь вес среднего слона (около тринадцати тонн). На зорбе можно максимально развить скорость 60 км/час, выше – уже небезопасно. Рекордная официально зарегистрированная скорость зорба – 113 км/ч.
За границей зорбинг бывает четырех видов: «холмовой», «гидрозорбинг», «водный зорбинг» и «снежный зорбинг». В России используется только холмовой зорб.
Безопасность
Перед тем как запустить сферы в производство, их долго испытывали. Так вот зорб, двигаясь на скорости 60 км/час с грузом, имитирующим пассажира, выдержал столкновение с четырьмя твердыми и острыми предметами, а также «перепрыгнул» через автомобиль. Тщательно исследовав поверхность шара после этого, специалисты обнаружили лишь небольшие царапины в местах контактов с предметами. Лопнуть на скорости зорб не может. Однако в зорбе категорически запрещено прыгать со скал. Для того чтобы как можно больше обезопасить пассажира от ударов, в сферу наливается немного воды, которая иногда маленькими порциями брызгает на зорбонавта во время катания.
Когда зорб появился в России, организаторам постоянно задавали вопрос: «А если меня вырвет?» Организаторы объясняли, что в зорбе человек крутится не как белье в стиральной машине, а гораздо медленнее – на полный оборот шару требуется десять метров. Но наши не унимались: «А если я выпью?!» Иностранные партнеры сначала очень удивлялись, а потом просто запретили кататься в нетрезвом виде. За те три года, которые зорбинг катается в России, таких случаев еще не было, несмотря на то что многие московские фирмы предлагают зорб как развлечение для корпоративных вечеринок. А на московский День города-2002 на шаре бесплатно катали подгулявшую публику.
Перспективы
Первые же испытания зорба в России показали, что поклонников новой затеи хватает. Однако у тех, кто решил делать деньги на шаре с воздухом, возникла реальная проблема – развлекаться таким способом в нашей стране практически негде, виной всему климат. Однако родоначальник этого экстремального аттракциона в России Алексей Караваев верит в успешное развитие зорбинга в нашей стране. Несколько лет назад он купил шар в «мекке» зорбинга – Новой Зеландии за десять тысяч долларов и временное разрешение на использование шара – еще за десять. Тестирование игрушки в российских условиях выявило слабые места – новозеландский зорб у нас портится быстрее и совсем не подходит для наших снежных горок. Починить же сферу оказалось проблемой – новозеландцы подобных услуг не предоставляли, а проколов бывает немало. Помучившись с дорогой игрушкой, Караваев понял, что проще разработать собственную модель, которая и в мороз и в зной будет развлекать наших. На сегодняшний день в России уже создан свой собственный зорб, который отвечает практически всем требованиям и при этом стоит в два раза меньше, чем импортный. Но говорить о массовом производстве зорбов в России пока рано – бизнесмены опасаются вкладывать свои деньги в «воздушный шарик».
Кстати, состоятельные экстремалы могут приобрести зорб в частное пользование, правда, новозеландская «версия» продается только юридическим лицам. Производители постарались сделать все для того, чтобы зорбы распространялись через инструкторов, а зорбонавты развлекались не по отдельности, а под присмотром друг друга. А вот зорб российского производства приобрести в частное пользование можно. Осталась главная проблема – место проката
Сегодня Алексей Караваев ведет переговоры по строительству экстремальных зимних даунхилл-трасс в Подмосковье. Есть немало заявок на корпоративный отдых с использованием зорба. А российские зорбингисты создали свой сайт, который так и называется www.zorb.ru и вот-вот начнет работу. Однако если вы зайдете в Интернет и наберете слово «зорб» в поисковой системе, то она выдаст вам несколько фирм, которые за определенную сумму – все зависит от времени проката – покатают вас в прозрачном шарике. Бывалые зорбингисты уверяют, что ощущение это ни с чем не сравнимое – летишь, как в пропасть, при этом тебя еще и швыряет внутри шара в разные стороны… И если преодолеть страх и открыть глаза, то можно увидеть головокружительное сине-зеленое месиво из неба, деревьев, солнца и травы...