Posted 27 апреля 2005, 20:00

Published 27 апреля 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Жертвы суеверий

27 апреля 2005, 20:00
Накануне Международного дня танца в Большом театре объявили лауреатов главной мировой балетной премии «Бенуа де ла данс» (балетный «Бенуа»). По роковому стечению обстоятельств единственными присутствующими на церемонии победителями оказались два хореографа – Ханс ван Манен из Национального балета Нидерландов и глава ба

Каждый год весной, накануне Международного дня танца (29 апреля), знаменитый российский хореограф Юрий Григорович вместе со своими друзьями-балетмейстерами и подругами-балеринами из разных стран мира собираются вместе. Они запираются где-нибудь в уютной гостиной, где за чашкой чая определяют лучших мастеров танца современности.

Так было и на этот раз. Результаты выбора именитого жюри под предводительством Григоровича, по заведенной еще в прошлом веке традиции, оглашали в Большом театре. Как и прежде, зал ломился от балетоманов. Как и прежде, церемонию вручения зеленоватых статуэток, в виде пляшущих человечков, предварял своим спичем глава агентства «Роскультура» Михаил Швыдкой, а вел Святослав Бэлза...

Лауреат Алексей Ратманский приветствовал Юрия Григоровича (фото вверху) пляской красноармейцев из своего балета «Болт». (Фото ИТАР-ТАСС)

Казалось, великолепно поставленное и отрепетированное до мелочей шоу на этот раз было призвано показать каждой своей деталью, что балет – вовсе не самое маргинальное из древнейших искусств. В зале Большого театра звучала авангардная электронная музыка, поражали воображение зрителей сверкающие объемные лазерные фигуры, на огромном экране мелькали уникальные видеофрагменты выступлений мэтров танца, среди которых нетрудно было разглядеть Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова, Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу – бравых балетных принцев и хрупких невесомых балерин. Как зачарованные, зрители наблюдали за киноверсией репетиции 70-летнего Юрия Григоровича, бодро совершающего прыжки вместе с 18-летними артистами. Когда же дым ультрасовременного шоу рассеялся и зрители несколько оправились от изумления, вдруг выяснилось, что половина лауреатов просто не прибыли на 13-ю церемонию балетного «Оскара», сославшись на занятость. Солист Большого театра Николай Цискаридзе и его коллеги с волнением вскрывали конверт за конвертом, но лауреаты на сцене так и не появлялись. Не приехала в Россию американская хореограф-бунтарь Триша Браун, награжденная премией «Бенуа» – «За жизнь в искусстве». Не долетели до Москвы солисты Парижского национального балета Матье Ганьо (победитель в номинации «Лучший танцовщик») и Мари Аньес Жило («Лучшая балерина»). Почему-то не оказалось в столице даже прелестной солистки Большого театра Светланы Захаровой, разделившей с француженкой победу. Ни для кого не секрет, что артисты балета – самые суеверные из творческих людей. Для них гнутый гвоздь, найденный перед премьерой, или нитка на юбке «определяют» успех или провал выступления. Надо ли говорить, как они могли отнестись к цифре 13 на афишах вечера. Вполне вероятно, что «роковой номер» церемонии мог отпугнуть некоторых балетных мастеров.

Гости ГАБТа в этот вечер вздохнули спокойно лишь когда из разорванного конверта церемониально была извлечена бумага с именем «Алексей Ратманский» – директор балета Большого театра оказался на месте. Он был признан «Лучшим хореографом» за спектакль «Анна Каренина», поставленный им в Копенгагене. Правда, и тут без курьеза не обошлось. Молодой «дипломат» Ратманский – большой друг балерины Майи Плисецкой, которая, мягко говоря, сильно недолюбливает Григоровича,– быстро оценил ситуацию. Вместо того чтобы сказать спасибо жюри и его председателю, он промолвил: «Я благодарен Майе Михайловне Плисецкой, которая вдохновила меня на балет «Анна Каренина». Для поклонников Григоровича, коих собралось в этот вечер несколько сотен, наверняка вечер был испорчен – произносить имя «легендарной балерины» в их среде считается почти оскорблением. Впрочем, сам Юрий Григорович тем временем молча стоял и улыбался. Он-то понимал, что слова остаются лишь словами, к тому же в следующем сезоне ему предстоит много работать с той самой труппой Большого театра, которую возглавляет лауреат Алексей Ратманский (осенью Григорович восстановит на сцене ГАБТа свой балет «Золотой век» на музыку Дмитрия Шостаковича).

Конфуз был скрашен выходом остроумного голландца Ханса ван Манена. Получая награду «За жизнь в искусстве», хореограф долго отчаянно о чем-то шутил, обращаясь к жюри... «Я благодарю за оказанную честь», – сухо перевел залу трехминутный спич Святослав Бэлза. Окончательно позабыть о странностях «роковой» 13-й церемонии балетного «Бенуа» помогли выступления лауреатов прежних лет, вопреки суевериям прибывших на этот раз в Москву (свои заветные статуэтки они уже получили).

Подпишитесь