Губернатор Лебедь охотно давал интервью, но морщился и наотрез отказывался отвечать, когда его «пытали» о личном. И вот незадолго до трагедии в Саянах он удивил многих, согласившись рассказать о своей частной жизни в прямом эфире местного радио. «Вы суеверный человек?» – спросили генерала. «Нет, – отвечал он, – не крещусь, не молюсь. Я фаталист. Глубоко убежден в том, что если уж твое время пришло, то пришло. Смерть встречаю совершенно спокойно, как некую данность». «А правда ли, что вас уже пытались похоронить и ваша мама даже получала на вас «похоронку»?» – «Таких случаев было два, правда, «похоронки» не приходили. В 1982 году в Афганистане в приказе вместо «убывшего командира батальона майора Лебедя» написали «погибшего». Сарафанное радио быстро донесло эту весть до мамы и жены. А я по каким-то причинам застрял в Фергане. Второй эпизод был в 1991-м, 20 августа. Некоторые газеты и телеканалы, не знаю, с чьей подачи, распространили информацию о том, что я застрелился. Особо любопытным я отвечал: «Не дождетесь!»
Сегодня в Красноярске это интервью вспоминают как некое прозрение. Депутат Законодательного собрания Красноярского края, лидер организации «Честь и Родина. Александр Лебедь», а в прошлом кадровый армейский офицер Игорь Захаров до сих пор уверен в том, что Лебедь чувствовал скорую развязку, а катастрофа произошла в результате теракта. Он заявил «Новым Известиям»: «Для нас, сподвижников генерала, версия теракта является бесспорной. На Новодевичьем кладбище, когда исполнилось полгода со дня смерти Александра Ивановича, у его могилы я встретил нескольких серьезных людей из разведки, тех, кто стоял у истоков нашей организации «Честь и Родина...». Поминать поехали в ресторан, там и поделились конфиденциальной информацией. Оказывается, сразу после катастрофы разведчики отправляли свою группу в Ермаковский район, чтобы провести собственное независимое расследование. Можете не сомневаться: в ГРУ работают хорошие специалисты во многих областях. Они буквально облазали все сугробы на месте катастрофы, осмотрели все обломки, опросили многочисленных свидетелей. И пришли к выводу – это теракт. Команду на взрыв дали с земли, причем на самом опасном участке маршрута, когда это можно списать на несчастный случай. Технически сделать подобное совсем не сложно».
Захаров тоже говорит о том, что генерал, похоже, предчувствовал гибель. «В ночь накануне Рождества 2002-го мы просидели с ним до четырех утра, – рассказывает он. – Лебедь вспоминал Приднестровье: как его туда отправляли, как боялись подписать командировку с соответствующими полномочиями командующего 14-й армии, как развивались события. Я удивился: «Александр Иванович, вы будто прощаетесь». Он осекся: «Да нет», и перевел разговор на другую тему». А позже вдруг начал раздавать близким какие-то памятные вещицы. Бывший его заместитель Филюрский рассказывал, что, когда он прилетел в Красноярск на прощание с погибшим, секретарша Лебедя вручила ему пакет: «Вот, Александр Иванович просил вам передать». Он открыл – там лежали любимые нарды генерала.
Следует добавить, что в марте 2003 года на жизнь самого депутата Захарова было совершено покушение: в лифте жилого дома преступник нанес ему тяжелое ножевое ранение. На ноги была поднята вся красноярская милиция, но нападавшего не нашли. Неизвестны и мотивы покушения.
В Красноярске писателя Незнанского назвали непорядочным
За аварии при VIP-перевозках по-прежнему отвечают обычные люди