У здания Мещанского суда на улице Каланчевской было не продохнуть. Народ собирался с раннего утра. Журналисты – чтобы не пропустить и заснять, как выглядит олигарх. Политики – чтобы выразить свое отношение к громкому делу. Большинство людей пришли все же, чтобы просто посмотреть на того самого Ходорковского, который теперь является самым знаменитым арестантом «Матросской тишины». Пикетчики разворачивали лозунги и доставали листовки. Но тут выяснилось, что «кина не будет».
Узнав, что чтение приговора отменили, адвокаты обвинения нисколько не удивились. Адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов сразу же вышел к народу и заявил, что в переносе оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву нет ничего экстраординарного. Адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва также высказался, что ожидал именно такого развития событий. Адвокаты рассказали, что в суде им намекнули, что отложение вынесения вердикта связано не то с болезнью судьи, не то с тем, что она не успела написать текст вердикта. После чего, попрощавшись до 16 мая, они сразу же разъехались по своим делам.
Адвокаты уехали, но народ остался, и акция протеста началась. Многие высказались, что знают истинную причину, почему обвинительный приговор не был вынесен в назначенное время. Гарри Каспаров, Ирина Хакамада и международные наблюдатели, которые приехали на процесс, были едины во мнении, что Мещанский суд не захотел суровым приговором портить майские праздники и праздник 60-летия Победы, которого так долго ждет вся страна и президент.
Как всегда, неизбита в своих суждениях была Валерия Новодворская. Она сказала, что не имеет разницы причина, почему перенесли чтение приговора, потому что не надеется на оправдательный приговор Ходорковскому в принципе. После чего она предложила собравшимся помочь находящимся под стражей бежать прямо из зала суда. И даже предлагала кажущийся ей наиболее разумным способ совершения этого побега века – это…подкоп.
Сторонники Михаила Ходорковского, объединенные в движение «Совесть», выкрикивали ставшие уже традиционными лозунги: «Долой «басманное правосудие»!», «Свободу политзаключенным!», «Михаил в тюрьме – позор стране», и размахивали воздушными шариками.
«Николай! Ты почему не в майке?» – Маленькая женщина с большим громкоговорителем в руках руководила процессом проведения пикета и контролировала юных пикетчиков.
Эти майки с надписью «Ходорковский, Go Home» стали главным событием на митинге. Их раздавали всем желающим, и они пользовались большим спросом. Особенно живо, как русскую экзотику, их расхватывали иностранные журналисты. И тут же, не выходя из прямого эфира, примеряли их и радовались как дети. Чтобы заполучить футболку «свободы», тормозили машины, создавая тем самым на Каланчевской улице заторы и пробки.
Отдельно от скандирующей толпы стояли два пенсионера. Они представляли оппозицию. На вывернутом наизнанку целлофановом пакете они написали шариковой ручкой: «Бандитов Х. и Л. в тюрьму!» Отечественные СМИ этих двух дедов обходили стороной, зато западная пресса очень любопытствовала, что за причина их ненависти к этим господам. Пенсионеры с удовольствием рассказывали, что они двадцать лет вкалывали без отпусков, а потом взяли и приобрели на накопленную сумму акции банка МЕНАТЕП, который в 1998 году «удачно» их кинул и лишил сбережений. Пенсионеры махали ветеранскими билетами и пенсионными удостоверениями.
И только милиция вела себя невозмутимо и сохраняла спокойствие. Такое подчеркнуто вежливое отношение правоохранительных органов пугало и настораживало. Они взирали на все это действо отрешенно и были в общении с народными массами на редкость учтивыми и любезными: «С дороги отойдите, пожалуйста!», «Будьте так добры, не устраивайте истерики!». Милиционеры работали пригорюнившись, без огонька и задора, обсуждали между собой, как вчера в Лиге чемпионов Милан «сделал» голландцев.
Кондолиза Райс: Будущее России зависит от Ходорковского