Posted 6 апреля 2005, 20:00
Published 6 апреля 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Концерт задержали на пол часа. «Уйди, скройся с глаз моих! За тобою не видно!» – исступленно брызгал слюной в начале вечера разгневанный зритель партера, обращаясь к перепуганному австрийскому виолончелисту, который в правом углу сцены вместе со скрипачом и пианистом самозабвенно аккомпанировал выступавшим за его спиной балеринам и танцовщикам. В Большом театре подобная сцена была бы невозможна уже потому, что партер от сцены там отделяет оркестровая яма. Впрочем, и обстановка помпезной обители муз в отличие от домашнего микроклимата Малого театра не располагает к фамильярности. Австриец, видимо, не понимавший ни аза по-русски, поиграл еще минут пять, а потом от греха подальше удалился за кулисы, подставив под удар своих коллег-музыкантов.
Тем временем за их спинами милые хрупкие белокожие создания в узких корсетах по моде позапрошлого века исполняли па-де-де, вариации и ансамбли из старинных классических балетов типа «Лебединого озера», «Жизели» и «Эсмеральды». Поскольку сцена драмтеатра вплотную примыкала к партеру, зрителям первого ряда то и дело хотелось отмахнуться от сыплющихся с балерин металлических украшений и перьев, оправляющих их хрупкие мраморные плечики. С другой стороны, балетоманы, пожалуй, только в Малом театре могли, исходя слюною, вблизи любоваться деталями туалетов и мельчайшими подробностями телосложения артисток, восторгаться их тонкой мимикой, незаметной с галерки Большого театра. Немудрено, что несколько фривольный танцевальный номер «Женщина, превращенная в кошку» голубоглазой блондинки Марианны Жоли вызвал бурю аплодисментов. Позднее эту милую арийскую принцессу из Немецкой государственной оперы затмили Мария Эйхвальд из Штутгартского балета и Артем Шпилевский из балета Нидерландов – они просто великолепно исполнили дуэт из «Жизели». Но королями вечера все же оказались не они, а французы (россияне в концерте не участвовали). Божественная, похожая на звезду кино Пенелопу Крус, парижанка Орели Дюпон вместе со своим партнером Жаном Гийомом Бартом казались вне конкуренции, когда исполняли па-де-де из «Эсмеральды» на музыку Пуни.
Пуанты, ленты, корсеты, улыбки и клятвенные жесты, блестящие фуэте балерин и высокие прыжки их разгоряченных томных партнеров – все это выглядело пиром балетного духа... если бы не оперная певица Стелла Григорян, которая время от времени заполняла короткие танцевальные паузы песнями Иоганна Штрауса и чардашами Роберта Штольца.
Несмотря на свой чистый сильный оперный голос, на этом вечере она выглядела просто ресторанной клоунессой, когда, пытаясь подражать запечатленной на занавесе балерине Фанни Эйслер с талией сантиметров тридцать, картинно становилась в балетные позы.
Саму приму Мариинского театра Фанни Эйслер, в честь которой и был организован балетный слет, это точно рассмешило бы. Ведь по ней – первой красавице Европы сох Наполеон II, а офицеры австрийской, голландской и французской армий стрелялись на дуэли из-за билета на ее выступления.