«Страховаться любителям адреналина однозначно надо, однако, прежде чем это сделать, необходимо тщательно ознакомиться с программами, которые предлагают страховые компании. Главное, что надо учесть, – полис для экстремала будет стоить намного дороже по сравнению с обычным полисом. И это неудивительно – страховщики учитывают так называемые специальные рисковые коэффициенты. Зато в случае необходимости любителям острых ощущений оплатят расходы не только на лечение. Например, горнолыжники и альпинисты могут рассчитывать на возмещение затрат на поиск пропавшего в горах, а дайверам оплатят реабилитацию в барокамере», – рассказывает страховой агент Вера Розова. Кроме того, спортсменам-экстремалам надо учитывать, что страховые программы для них в разных компаниях имеют разнообразное сервисное наполнение и поэтому полисы в разных фирмах иногда существенно отличаются по стоимости. С тех, кто любит забираться в труднодоступные уголки земного шара, возьмут дополнительную сумму, поскольку страховое покрытие рассчитывается с учетом возможных издержек на транспорт. Но вот компания «Афина» предлагает экстремалам обычный страховой пакет от несчастного случая.
Если завтра в поход…
На сегодняшний день страховой полис – это полноценная составляющая турпакета. По статистике страховых компаний, специализированные программы для приверженцев активного отдыха, экстремального туризма и индивидуальных путешествий с каждым днем становятся все более востребованными. И дело тут даже не в том, что наличие такого полиса является необходимым условием въезда в большинство стран мира. Меняется отношение к страховке наших соотечественников, которые за последние десять лет поняли, что такое цивилизованный отдых.
«Люди, которые занимаются экстремальным спортом, как правило, дисциплинированны. И наши клиенты крайне редко отказываются от необходимой страховки. Мы предоставляем им исчерпывающую информацию о туре и объясняем все преимущества, которые дает полис. Если человек все же отказывается страховаться, мы отказываем ему в путевке», – рассказывает Егор Буланов, сотрудник одной из столичных турфирм.
Строптивым туристам обычно приводят примеры из жизни их незастрахованных коллег. Например, буквально пару недель назад из Куршевеля на костылях вернулся врач одной из столичных клиник Виталий Зайковский. На дорогом курорте он оказался случайно: отдохнуть его пригласила подруга, работающая там гидом. Зайковский купил тур, но страховаться не стал, хотя полис обошелся бы ему всего в несколько долларов. Погонять на горных лыжах врачу удалось только два дня. На третий он упал, да так, что получил винтовой перелом ноги. «Только за то, чтобы ко мне, лежащему на горе и орущему от боли, подогнали сани, я заплатил 272 евро. По 450 евро в день я платил за пребывание в больнице. Таких денег с собой не было, необходимые суммы мне выслали родственники из Москвы. В больнице мне наложили гипс, потом приняли решение оперировать порванные связки. Сделали сложный наркоз, привезли в операционную, и… передумали». В результате перелом ноги в Куршевеле обошелся столичному врачу в две тысячи евро.
Зарубежные страховщики в рамках страхования горнолыжников и сноубордистов охотно включают в страховое покрытие не только банальные травмы, но и неблагоприятную погоду. В случае если снега выпало мало или постоянно вьюжило, так, что горнолыжник не мог кататься на лыжах в течение 12 часов и более, страховщик выплатит возмещение. За границей охотно страхуют и горнолыжников, и любителей сноуборда на случай схода лавины. В России же после «несчастного случая» особой популярностью у любителей опасных видов спорта пользуется страхование от нанесения ущерба имуществу или личности третьих лиц. Страховая сумма по таким договорам может достигать миллиона долларов.
Как выбрать страховую компанию
Чтобы обеспечить возмещение расходов и при необходимости получить действительно качественную помощь, лучше приобретать полисы не через турфирму, а непосредственно в страховой компании. Если страховой полис приобретается на время поездки, то страховщику необходимо предъявить загранпаспорт и сообщить даты выезда и возвращения. Прежде чем заключить договор, туристу следует определить, какая страховая защита ему потребуется.
Все страховые компании делятся на три группы: развивающиеся, развитые и солидные. Развивающиеся обычно выплачивают страховку полностью и без лишних проверок, при этом у них достаточно низкие суммы взносов. Объясняется это просто: таким компаниям надо привлечь как можно больше клиентов. Правда, существует опасность того, что фирма может развалиться раньше, чем вы получите свои деньги. Развитые конторы крепко стоят на ногах, у них нормальные условия, но они могут устроить серьезную проверку в случае выплаты денег. «Исполины» страхового дела существенно завышают свои ставки, при этом в каждой солидной конторе есть своя служба безопасности, которая проводит проверку даже по самой небольшой выплате.
Рейтинг страховых компаний постоянно публикуется в Интернете. При выборе страховщика желательно получить полное представление о платежеспособности компании, узнать, как долго она занимается страхованием экстремалов и каков у нее уровень выплат. Все без исключения компании обычно выплачивают 100% страховой суммы в случае смерти застрахованного. При получении травмы же выплаты могут серьезно различаться: за один и тот же перелом ноги одна компания может выплатить 15% от суммы, другая – 20%. То же самое относится к группам инвалидности и пособию по временной нетрудоспособности. Поэтому, выбирая компанию, сравнивайте не только тарифы, но и размеры компенсации в случае травмы.
Также поинтересуйтесь скидками и безопасными способами экономии на страховке. Например, можно оформить договор страхования не на все дни пребывания на отдыхе, а только на те, в которые спортсмен планирует летать на дельтаплане или погружаться под воду.
При выборе страховой компании учтите также, что солидная фирма всегда предлагает широкий спектр продуктов, а не только полисы для путешественников. Следует обратить внимание и на размер уставного капитала страховщика. А также уточнить, какова схема действий страховщика при наступлении страхового случая: каким образом можно будет с ним связаться и как скоро он организует необходимую помощь. В этом случае страховщики обычно заводят разговор о компании-ассистанс.
Особое внимание надо обратить на то, с какими сервисными фирмами за рубежом сотрудничает страховщик. Ведь именно компания-ассистанс в случае необходимости берет на себя организацию медпомощи путешественнику, транспортировку и т.д. Пользоваться услугами ассистанс намного удобнее, чем связываться напрямую с тем, кто продал тебе полис медицинского страхования.
Так для страхового общества «Афина» сервисное обслуживание предоставляет американская компания International SOS. У нее есть представительства по всему миру, круглосуточная диспетчерская служба с русскоговорящими операторами. Клиенты в любое время суток могут связаться со специалистом службы ассистанса по телефону, указанному в страховом полисе, и получить любую консультацию или необходимую информацию по услугам, предусмотренным програмой страхования. Диспетчер службы отвечает на любые вопросы, помогает вызвать врача, организует госпитализацию и прочие мероприятия. В большинстве случаев выезжающим не приходится ничего оплачивать самостоятельно. Все счета за лечение и медицинскую транспортировку отправляются в компанию «Афина». Если же туристам по какой-либо причине приходится самим оплачивать услуги врача и покупку лекарств в рамках услуг, предусмотренных полисом, они предоставляют оплаченные счета в компанию для получения возмещения.
Мошенники
И страховщики, и их клиенты рискуют быть обманутыми. Как может обмануть страховая компания? Не отдать причитающиеся деньги, например. Или не предупредить, что в ее представительствах за рубежом нет русскоговорящих сотрудников. Как может обмануть тот, кто страхуется? Сымитировать травму и лихо «развести» страховщиков на выплаты. Кстати, такие случаи уже далеко не редкость в России. Поэтому солидные страховые конторы, несмотря на конкуренцию, уже обзавелись общей базой «вечно раненных».