Posted 30 марта 2005, 20:00

Published 30 марта 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Князи любой грязи

30 марта 2005, 20:00
Область применения квадроцикла (он же ATV, квадроцикл, мотовездеход) на бездорожье ограничена только фантазией владельца. Их используют в роли тракторов, грузовиков, моторизованных саней и спортивных снарядов.

Именно повышенная проходимость по снегу, песку или грязи является главным достоинством ATV (All Terrain Vehicle – по англ. «внедорожное транспортное средство»). Небольшой вес, редко достигающий трех центнеров, позволяет преодолевать сложные участки, не закапываясь при этом всеми колесами. Даже если вездеход увязнет, его достаточно легко можно вытолкнуть без помощи трактора или лебедки. Повышенную проходимость также обеспечивает привод на все четыре колеса, которым оснащается большинство моделей. Широкие покрышки низкого давление сохраняют максимальное сцепление с дорогой даже на неровностях. Длинноходная подвеска смягчает ухабы и бугры. В силу технических особенностей кататься по асфальту или бетону на «квадриках» категорически запрещается. Из-за отсутствия на большинстве моделей заднего дифференциала мягкая зацепистая резина изнашивается в хороших условиях через считанные километры.

И швец, и жнец, и на рыбалку ездец

В зависимости от области применения квадроциклы делятся на несколько видов. Сегодня наиболее распространены утилитарные вездеходы. На Западе фермеры вспахивают с их помощью поля и возят на рынок картошку, жители северных территорий расчищают снеговые завалы, охотники и рыболовы добираются до удаленных угодий. В некоторых странах «квадрики» используются даже армейскими подразделениями для быстрого перемещения по труднопроходимым районам.

Утилитарные мотовездеходы должны не только преодолевать любую грязь, но и быть достаточно надежными и неприхотливыми в обслуживании. Никому не понравится незапланированная поломка в сотне километров от ближайшего очага цивилизации. Поэтому чаще всего в конструкции таких машин стараются использовать надежные и проверенные временем элементы, пусть даже в ущерб удобству водителя и мощности двигателя. Кстати, повышенной мощности от «утилитарника» и не требуется. Двигатели специально дефорсируют, улучшая таким образом тяговые характеристики.

Производством дополнительного оборудования для утилитарных ATV занимаются сотни фирм. Фермер может оснастить свой «квадрик» прицепом, ковшом для уборки снега и грязи, бороной, устройством для поливки огорода и даже мини-лесопилкой. Для охотников выпускаются камуфлированный пластик и кобуры для ружей.

Недоспортсмен

В России утилитарные мотовездеходы пока не прижились. Крестьянам и дворникам дорогостоящие машины не по карману, а для развлечений такие аппараты покупают редко. Куда большей популярностью пользуются так называемые спортивно-утилитарные модели. Сохранив профпригодность, эти ATV могут резво передвигаться по пересеченной местности. Владелец загородного особняка вполне может прицепить к «квадрику» газонокосилку, чтобы подстричь траву, а потом рвануть через лес на рыбалку. Высокие скорости, повороты с заносом и даже небольшие прыжки вполне по силам таким аппаратам.

Спортивно-утилитарные «квадрики» обычно стоят дороже своих утилитарных собратьев. Чтобы создать идеальный аппарат для покатушек, производители применяют весьма продвинутые технологии. Иногда вместо традиционного вариатора, ремень которого при спортивной езде быстро приходит в негодность, используется автоматическая коробка переключения передач, аналогичная автомобильной. Причем самые дорогие модели вдобавок снабжены системой ручного переключения передач, чтобы водитель чувствовал себя полноценным спортсменом. Этим же целям служит отключаемый передний привод. Стоит нажать на кнопку, и вездеход начинает крутить исключительно задними колесами. Однако при всех претензиях на спортивность к настоящему спорту это семейство машин непригодно. Узлы не рассчитаны на повышенную нагрузку, да и немалый вес не способствует установлению рекордов.

Сильный и легкий

Всевозможных видов спорта для ATV в последнее время появилось множество. В большинстве своем они копируют либо автомобильные, либо мотоциклетные дисциплины. Кросс, эндуро, трофи, ралли-рейд… Даже на легендарном «Дакаре» существует специальный зачет для «квадриков». Спортивная езда требует спортивных машин. Быстрых, легких, прочных. Благо в последнее время таких становится все больше. Правда, для управления такими аппаратами нужны серьезные навыки. Перевернуться в повороте, слишком резко надавив на «курок» газа, можно моментально.

Спортивные машины не должны таскать прицепы и пробираться по самое седло в грязи. Преимущество здесь отдается динамике и весу. Классический «спорт» делается заднеприводным. Причем колеса приводятся в движение цепью: она с наименьшими потерями передает усилие от двигателя на мост. Длинноходная подвеска должна выдерживать быструю езду по ухабам и частые длинные прыжки.

Для достижения серьезных спортивных успехов требуется серьезная подготовка техники. Нередко стоимость тюнинга превышает стоимость базовой модели. Обычно спортсмены увеличивают расстояние между колесами для повышения устойчивости, меняют штатные амортизаторы на регулируемые, позволяющие настраивать высоту центра тяжести под конкретную трассу, усиливают тормоза. Внешний вид аппарата тоже меняется: мощные кенгурятники, защита ручек, дуги вокруг подножек предохраняют машину и райдера от повреждений при падении или столкновении.

Подпишитесь