Posted 23 марта 2005, 21:00

Published 23 марта 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Когда «аргумент» – террор

23 марта 2005, 21:00
Два человека погибли и несколько получили ранения в результате взрыва бомбы в торговом центре небольшого ливанского курортного городка Кислик, в 15 километрах к северу от Бейрута. Данный взрыв стал уже вторым терактом в Ливане за последние дни.

До этого, в субботу, в бейрутском пригороде взорвалась автомашина. В результате ранения получили 11 человек. Причем оба теракта имели место в районах, населенных преимущественно ливанскими христианами. Все происшедшее дает основания сделать вывод, что кому-то очень хочется взорвать и саму обстановку в Ливане, а возможно, вернуть ее к реалиям многолетней гражданской войны, происходившей в стране в 70-е и 80-е годы.

Кто стоит за взрывами? Этот вопрос для ливанцев сейчас, вероятно, является одним из самых острых и злободневных. Уже около полутора месяцев, прошедших после убийства бывшего премьер-министра страны Рафика Харири, Ливан живет в состоянии противостояния различных сил общества. Часть ливанцев, симпатизирующих оппозиции, организуют массовые митинги в Бейруте. Первоначально требования митингующих сводились к проведению немедленного расследования убийства Харири. Однако день ото дня аппетиты оппозиции росли. Вскоре бейрутский «майдан» потребовал вывода из Ливана сирийских войск, а затем уже и отставки президента страны и ряда силовых министров.

Сторонники нынешних властей и пребывания сирийцев в Ливане устраивают в Бейруте свои мероприятия. Все это позволяет наблюдателям сделать определенный вывод – страна разделилась на два лагеря.

Оппозиция прежде всего опирается на ливанцев, видящих будущее своей страны в ориентации на США, Францию, другие европейские страны. В первую очередь это, естественно, христиане. Сторонники властей – это прежде всего мусульмане – шииты и частично сунниты. Они больше ориентируются на исламский мир.

Представляющая интересы шиитов могущественная проиранская организация «Хезболла» активно выступает сейчас за продление присутствия в стране сирийцев. За ней стоят накопившие немалый боевой опыт за годы противостояния израильским войскам на юге Ливана вооруженные отряды. Могли боевики «Хезболлы» устроить взрывы в христианских районах? В принципе, конечно же, могли. Во взрывном деле у них есть богатый опыт.

Так это или нет, но ясно одно – террористы добились своего. В дома ливанцев пришел страх. Согласно репортажам, которые передают из Бейрута корреспонденты, многие люди стали с опаской смотреть на припаркованные у тротуара автомашины. Они избегают походов в торговые центры, рестораны. Страх убеждает ливанцев не участвовать и в массовых митингах, поскольку, как всем ясно, площадь, на которой собрался миллион человек, как это уже бывало в Бейруте, – отличная находка для террориста с бомбой.

Происходящее в Ливане вызывает большую озабоченность в мире. Но первыми направить ситуацию в нужное русло решили, естественно, как это всегда бывает в последние годы, американцы. Вашингтон уже направил в страну заместителя государственного секретаря Дэвида Сатерфилда. Ранее он был послом США в Ливане и отлично ориентируется в обстановке. Как указывают в данной связи некоторые не очень дружественные США арабские СМИ, в задачу Сатерфилда входит «помочь» ливанцам создать новые органы власти. То есть выдвинуть вперед ориентирующиеся на Запад силы и как можно дальше «задвинуть» «Хезболлу».

Ливанские шииты это, конечно же, понимают. Руководителям «Хезболлы» также, скорее всего, ясно, что в условиях ухода сирийцев и расширения полномочий проамериканских сил в Ливане какие-то властные позиции им «не светят». Возможно, указывают наблюдатели, отсюда и стремление «Хезболлы» дестабилизировать обстановку, изменить соотношение сил, заставить «испуганную оппозицию» замолчать. Ее «аргумент» – террор.

Безусловно, такой вариант вполне реален. Однако утверждать что-то точно в ливанских реалиях очень сложно. Ясно одно – раскол страны реально может отбросить ее обратно, к временам гражданской войны. Ее призрак уже бродит по Ливану, вызывая почти панический страх у населения. Ведь ужасы 25-летней давности еще очень свежи в памяти многих ливанцев.




Ухабы «кедровой революции»

Подпишитесь