Самый высокий (в смысле роста) министр культуры в истории страны Александр Соколов скалою возвышался над притихшей толпою представителей региональных культурных элит. Тезисы своих стратегических инициатив зачитывал в привычной ему – бывшему ректору консерватории – академической манере: четко, ясно, без лишних эпитетов. «Пора изменить бытующее мнение о том что культура лишь часть досуга, – говорил Соколов. – Меня коробит выражение «государство оказывает культурные услуги населению». Давно пора от забот по сохранению культурных ценностей перейти к разработке программы развития культуры и обеспечения доступа населения к национальному достоянию».
К немалому удивлению и удовольствию депутатов, наслышанных о протестах столичных звезд по поводу «театральной реформы», Соколов обрушился с критикой в адрес недавно вступившего в силу 122-го федерального закона. По словам министра, закон «разрушает основы государственной культуры»: благодаря новому закону начиная с нынешнего года «был перечеркнут целый ряд положений о государственных учреждениях культуры», а «бремя финансовой ответственности за сохранение культуры переложено с федерального центра на плечи региональных администраций». Свои опасения министр подтвердил цифрами: если ранее на нужды культуры в 2005 году предполагалось выделить из федерального бюджета 3,4 млрд. рублей, то теперь эта сумма сократилась до 1,2 млрд. Остальные «культурные» средства придется добывать на местах.
Чтобы избежать закрытия театров, библиотек, клубов в регионах Соколов предложил свой стратегический план: недостающие средства на культуру можно будет получать благодаря дополнительному налогообложению игорных заведений, а также благодаря национальной лотерее – «как во всех цивилизованных странах».
Надо ли говорить, что все это более полусотни культурных депутатов выслушали в гробовой тишине. Провозглашенные еще на прошлогоднем заседании правительства лозунги министра о том, что пора, мол, поднимать культуру на селе, интегрировать нашу культуры в мировую, и сообщение, что к концу этого года правительство наконец-то рассмотрит готовящийся еще с начала 90-х годов закон о меценатстве, зал принял аплодисментами. Впрочем, в скорое исцеление культуры многие из депутатов не решились поверить министру на слово. Одна из выступавших в прениях прямо заявила, что на сельские проекты надежд мало – они не смогут конкурировать со столичными ни креативностью, ни финансовым уровнем. Селу сейчас нужны библиотеки и клубы, которые, по словам столичных чиновников, придется прикрыть из-за недостатка денег.
После своего доклада в интервью «Новым Известиям» министр культуры Александр Соколов рассказал, что не питает иллюзий и не надеется на быстрый выход из культурного кризиса. По его словам, сегодня необходимо восстановить вертикаль власти и в области культуры, но не «сверху вниз», как считают многие теоретики, а «снизу вверх». «Сегодня как никогда нам необходимо знать и понимать, что происходит с культурой в регионах и в глубинке, – сказал Соколов. – Именно их мнение и опыт должны помочь теперь преодолеть нашу разобщенность и сделать национальную культуру по-настоящему доступной каждому. Сегодня нужно создать советы по культуре на местах. Это – одна из главных целей проведения нынешнего координационного совета».