Posted 10 марта 2005, 21:00
Published 10 марта 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:32
Updated 8 марта, 09:32
– Что-то часто простужаетесь! Надо укреплять организм! – сказала как отрезала врач-терапевт районной поликлиники, когда в очередной раз, шмыгая носом, я пришла к ней за больничным.
– Надо… – согласилась я. – Но как?
– Медицина вам поможет! Правда, не наша, мы давно в хвосте плетемся, а китайская!.. – выдала доктор, после чего, торжественно улыбнувшись, протянула мне адресок.
Во дворе обветшалой пятиэтажки на окраине Москвы, куда привел меня мой недуг, толпилось много народу. В основном это были люди пожилые, которые даже толком не поняли, зачем их сюда пригласили. Впитавшие с молоком матери коммунистическую дисциплину, пенсионеры послушно подтягивались. Неожиданно появилась женщина в белом халате, которая представилась дипломированным специалистом в области восточной медицины. Она без утайки поведала, как нам всем можно прямиком отправиться в долголетие. Панацеей от всех бед оказался массажный пояс с чудовищным названием «Эфференцессор Пноделикс», который можно было прямо здесь приобрести по 1500 рублей за штуку. К прибору была приложена инструкция, в которой говорилось, что китайская штуковина лечит все – «от целлюлита на пятках до геморроя мозгов», снимает все виды «хондрозов», по утрам бодрит, по вечерам снимает бессонницу, а также выводит из организма коварные шлаки. В подарок к чудо-поясу предлагалась банка пищевой добавки «Супер Акулий Хрящ», прием которого должен усилить эффект любых видов лечения рака и защитить организм от вредного воздействия химиотерапии. Женщина в белом халате объяснила, что для профилактики «хрящ» надо принимать всем: и бизнесменам, и культуристам, и домохозяйкам. На красочной коробке, в которую были упакованы пояс и баночка, были изображены радостные лица излечившихся россиян.
История болезни Мария МИРОНОВА, Москва:
– Как-то отоларинголог в муниципальной поликлинике выписала мне гомеопатический препарат в качестве основного лечения. Тогда гомеопатия только проникла в Россию. Естественно, она же мне лекарство и продала. Помогло как мертвому припарка. В клинике одного уважаемого института не менее уважаемая пожилая доктор продала мне препарат компании, продукция которой распространяется сетевым маркетингом. Препарат изначально предназначен для полоскания рта, но мне был выписан совсем с другой целью. Но что самое забавное – помогло! Насколько я знаю, в США, например, в некоторых штатах есть закон, по которому аптекарь просто обязан предложить покупателю более дешевые аналоги того препарата, который тот запрашивает. И уведомления об этом законе вывешены во всех аптеках. Сама видела.
Проверено на себе
Гоголевский Чичиков начал зарабатывать деньги еще в школе: покупал на базаре булки, брал с собой на урок и выгодно перепродавал богатеньким одноклассникам. Персонаж «Мертвых душ» подошел к бизнесу как профессиональный маркетолог: изучил аппетиты ребят, проанализировал покупательную способность одноклассников, приобрел товар. Поэтому и прибыль получил хорошую: накопил пять рублей, зашил их в мешочек и стал собирать следующий. Заставить среднестатистического россиянина «хотеть» все эти чудо-приборы, пищевые добавки и лекарства туманного происхождения, которые наводнили сегодня наш рынок фармакологических и околофармакологических средств, оказалось гораздо легче, чем юному Чичикову угодить одноклассникам.
«Освобожденный» перестройкой советский человек хотел все и сразу. Что говорить, если даже байеровский аспирин был у нас в стране вершиной создания медицинской мысли. Как и все заграничное, он был окружен ореолом тайны. Поговаривали: выпьешь таблетку – и простуду как рукой снимет. Всем редким счастливцам, которые ехали в ГДР или ФРГ, заказывали этот аспирин в зеленой коробочке. Ничего сверхъестественного в этом препарате, конечно же, не было. И сегодня аналогов в аптеках пруд пруди. Но он был частью капитализма и далекого Запада, а потому – мечтой.
И вот мечта свершилась: открылись границы, и вчерашняя мечта стала реальностью, в Россию хлынули лекарства из всех стран мира.
«Неэффективность советской медицины привела к тому, что сегодня средний россиянин, как никто другой в мире, любит ставить эксперименты на себе, – говорит маркетолог Валерия Филиппова. – Он верит чуть ли не каждой коробочке иностранного происхождения, на которой написано, что это панацея от всех бед. Этот факт обязательно учитывают маркетологи. Что же касается подозрительной тяги к новым лекарствам, которые проявляют наши медики, то здесь все просто. Врачи тоже люди – и им хочется зарабатывать деньги».
С начала 90-х годов, как только западные фармацевты начали массированно высаживаться в России, они стали проводить семинары для врачей, снабжать их справочной литературой и подробно инструктировали, как и чем лечат в современном мире. Разумеется, иностранцы не могли не организовать этот поток с максимальной для себя прибылью. Они смотрели в будущее и знали, что серьезные препараты требуют рецепта и рекламировать их запрещено. Но работать с врачами закон не запрещал. А значит, можно просто договориться. По-человечески.
«Немаловажен и тот факт, что рекламу нелекарства на российском рынке несведущий человек ни за что не отличит от рекламы лекарств, – говорит Филлипова. – Да что там дилетант – даже врач, хорошо знающий фармацевтический рынок, не скажет вам навскидку, что на самом деле скрывается под лейблом «вытащенная из секретных кремлевских арсеналов уникальная разработка российских ученых на основе конверсионных технологий». А простому потребителю ни за что не разобраться, то ли там очередной «акулий хрящ», то ли вполне нормально сделанный препарат. Кстати, суммарные затраты на рекламу биодобавок на российских телеканалах давно уже обогнали затраты на рекламу безрецептурных препаратов. Подобного нет ни в одной цивилизованной стране».
История болезни Сергей СЕМШОВ, Нижний Новгород:
– У меня было повышенное давление, и молодой врач-кардиолог с порога огорошил меня, что отныне мне придется «пожизненно» лечиться от своего недуга. Схема приема лекарств была предусмотрительно размножена кардиологом на ксероксе. Как потом выяснилось, большинству своих пациентов этот человек прописывал от снижения давления один и тот же медицинский препарат, характерным признаком которого был так называемый «синдром отмены». Начав принимать рекомендованный врачом «стабилизатор давления», пациент, грубо говоря, садился на иглу. Мне удалось «слезть» с препарата только при помощи врача-частника. Как выяснилось, принимать препарат с «синдромом отмены» мне было совсем не обязательно.
Технология обмана
Отношения между крупными западными фармацевтическими
магнатами и российскими клиниками и больницами обычно налаживают наши отечественные оптовики. Они знают специфику региона, понимают, как лучше наладить контакт и что предложить в качестве бонуса. Если клиника частная, оптовикам совершенно не надо выстраивать индивидуальные отношения с врачами. Они работают через их хозяев или главных врачей. Другое дело, поликлиники государственные – в будни посредников фирм здесь бывает больше, чем больных.
«Они постоянно заглядывают в кабинет, ослепляют улыбкой, дарят в качестве сувениров ручки и блокнотики и предлагают заняться реализацией их продукции, приглашают в дом отдыха на презентацию своей компании, – говорит врач-эндокринолог районной поликлиники в Жулебино Максим Полукаров. – Предлагают лекарственные средства, всевозможные медицинские приборы и пищевые добавки. Диву даешься, кто это все придумывает: недавно мне предложили на реализацию… вытяжку из печени барбадосской утки! Обычно оптовики предлагают врачам четко фиксированные десять процентов от реализации товара. Те врачи, которые втягиваются в этот бизнес, могут неплохо зарабатывать – до 15 тыс. рублей в месяц. Трудно не согласиться, если средняя зарплата врача в поликлинике – 4 тыс. рублей».
В настоящее время «белые халаты» используют три основные схемы дополнительного заработка. Первая: по договору с фармацевтическими компаниями врачи назначают своим пациентам определенные медикаменты, которые продаются в определенных аптеках. За свои «профессиональные предпочтения» врачи получают «заработанное» вознаграждение. Вторая: получая от фармацевтических компаний бесплатные образцы медикаментов или медикаменты со скидкой, врачи продают их своим пациентам за полную стоимость. Третий и самый распространенный способ обогатиться: эскулапы советуют пациентам, а иногда и даже настаивают на необходимости приема биоактивных добавок (БАДов), то есть просто-напросто скармливают доверчивым пациентам тонны совершенно ненужных препаратов, имеющих, кстати, побочные эффекты.
«Главный аргумент посредников, когда они уговаривают тебя взять на реализацию ту или иную пищевую добавку, – это то, что побочных эффектов у БАДа нет, – говорит Полукаров. – Но это полная нелепица. За всю историю медицины существовал и существует по сей день всего один препарат, у которого нет побочных эффектов, – это старая добрая валерьянка. Поэтому такие вещи, как пищевые добавки, я никогда на реализацию не беру. Это может быть токсично, это может привести к развитию раковых опухолей».
История болезни Марина ХОЛОДНАЯ, Москва:
– Однажды мой любимый дог по кличке Ираклий почувствовал себя плохо. Он перестал есть даже свое любимое лакомство – сосиски. Ираклий тихо лежал на своем месте, иногда поскуливая… Я решила немедленно поехать к ветеринару. В клинике нам предложили сделать кардиограмму. По ее результатам врач подчеркнуто-сочувственно посмотрела на нас и сказала, что состояние собаки тяжелое. Но тут же доктор меня утешила. Она открыла шкафчик в своем кабинете и протянула упаковку, за которую, честно говоря, я готова была отдать все свои деньги. Как потом выяснилось, лекарство продавалось в любой аптеке, и я переплатила немалую сумму.
«Иметь или не иметь?»
Большинство медицинских и псевдомедицинских притирок, таблеток и лечащих «механизмов», которые советуют приобрести нам врачи, идут с лейблом «Made in China». Так получилось, что лечиться в китайском стиле среди россиян нынче модно.
Практически в каждой столичной поликлинике «властвует» китайская корпорация «Кандадзя». «Заинтересованные» доктора предлагают испытать на себе действие электростимулятора рефлекторного массажа с одноименным названием «Кандадзя» или приобрести его в личное пользование. Врачи позиционируют прибор как новую веху в физиотерапии и предлагают пройти эти процедуры в случае практически любого заболевания: от банального насморка до ревматизма. Договориться с посредниками корпорации и взять прибор на реализацию, если вы врач, проще простого.
Звоню по указанному на сайте телефону и говорю, что я врач-терапевт в районной поликлинике.
«Прибор сейчас очень популярен, он разгоняет кровь и не приносит никакого вреда, – говорит консультант-менеджер корпорации «Кандадзя» в России, которая представилась Ларисой Михайловной. – Его стоимость 19 тысяч 200 рублей. За каждый проданный прибор вы будете получать около 2 тысяч рублей. А за визит каждого пациента к нам на терапевтические процедуры – по 100 рублей».
В АПТЕКЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДЛОЖИТЬ БОЛЕЕ ДЕШЕВОЕ ЛЕКАРСТВО С 2003 года в России действует новый отраслевой стандарт (ОСТ) для аптечных организаций. В общих правилах подробно расписаны требования к торговому помещению, персоналу, специализированному оборудованию, учету и отчетности аптечной организации. Любопытно, что теперь продавцы в аптеке обязаны быть квалифицированными специалистами и медицинское образование для них обязательно. Кроме того, они не смогут подсунуть неискушенному покупателю дорогое лекарство, если в магазине есть аналогичное, но дешевле, – ОСТ обязывает провизоров рассказывать покупателю обо всех лекарствах с аналогичным действием. |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ГИГАНТЫ И ПОДКУП ВРАЧЕЙ
В 2004 году компания Pfizer была оштрафована на 400 млн. долларов за «стимулирование» врачей.
В 2003 году англо-шведская компания AstraZeneca согласилась заплатить штраф в размере 355 млн. долларов, чтобы урегулировать выдвинутые против нее обвинения в мошенничестве. Как определило следствие, сотрудники фармацевтической компании в период с 1993 по 1996 год подкупили более 400 американских докторов, вынуждая их выписывать больным раком пациентам свой лекарственный препарат Zoladex. Образцы этого лекарства, получаемые от фармацевтической компании совершенно бесплатно, доктора продавали различным организациям, занимающимся медицинским страхованием.
В 2002 году в Германии произошел скандал, связанный с деятельностью крупной фармацевтической компании GlaxoSmithKline, которую также подозревают в подкупе врачей. Согласно информации, попавшей в немецкую прессу, прокуратура располагала сведениями о том, что взятки за назначение дорогих лекарств получили более тысячи врачей. Сумма взятки могла доходить до 60 тыс. марок.
В октябре 2001 года в похожую историю попала компания TAP Pharmaceuticals, которая была оштрафована на рекордную сумму в 875 млн. долларов.
Сейчас проводятся аналогичные расследования в отношении компаний Bristol-Myers Squibb Co., Eli Lilly & Co., Schering-Plough Corp. и Barr Laboratories Inc.
Фармацевтические компании США в настоящее время пользуются услугами 55 тыс. своих представителей, работой которых является оказание влияния на докторов. На это тратится ежегодно 5 млрд. долларов (в среднем по 13 тыс. долларов на каждого врача), которые идут на рекламу и продвижение выпускаемых компаниями лекарств. Исследования доказывают, что агрессивный и весьма затратный маркетинг производителей лекарств работает, причем эффективно.
На вопросы «НИ» отвечает главный терапевт Минздрава РФ Любовь ОЛЬБИНСКАЯ
– Может ли врач договориться с фармацевтической компанией, чтобы выписывать только их лекарства за вознаграждения?
– В России это запрещено. И за подобные поступки наше законодательство предусматривает уголовное преследование.
– Однако читатели «НИ» жалуются, что врачи повсеместно выписывают им «странные» рецепты. Были ли в России случаи, когда конкретный врач или фармкомпания несли за это наказание?
– Да, было несколько таких историй. Например, одна индийская компания платила по пять долларов за каждую историю болезни, в которой значилось, что врач выписал «нужный» препарат. Против одного из докторов, сотрудничавших с этой компанией, возбуждено уголовное дело.
– Но как вообще можно доказать, что врач выписывает лекарства по сговору?
– Способ только один – поймать его в момент получения денег.
– А вычислить такого медика трудно?
– Нет. Во-первых, ведется контроль историй болезни. А во-вторых, пациенту ведь не запретишь говорить, какое лекарство ему выписали. Но вычислить – это одно, а доказать – совсем другое.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В РОССИИ
Объем фармацевтического рынка в России в 2003 году составил 4,38 млрд. долларов в ценах конечного потребления. Он вырос на 19% по сравнению с показателями 2002 года (3,7 млрд.). На те же 19% увеличился объем аптечных продаж лекарственных средств. Объем импорта лекарственных средств в 2003 году на 35% превысил показатель 2002 года (1,56 млрд.). В 2003 году количество ввезенных в Россию лекарств оценивалось в более чем $2,1 млрд. долларов в таможенных ценах. Статистика по 2004 году еще не готова.