Posted 9 марта 2005, 21:00
Published 9 марта 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:32
Updated 8 марта, 09:32
О создании так называемого торгового дома для продажи газа в Европу сообщил вчера глава правления национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко. Подробно этот проект пока не обсуждали, но известно, что его участники планируют экспортировать газ из Казахстана и Туркмении в Европу.
Помимо этих стран у Украины есть и другой газовый партнер – Россия. Киев не только получает доходы от транзита российского газа в Турцию и страны Европы, но и сам потребляет его. На сегодняшний день 70% потребляемого соседями газа поступает из России и Туркмении, остальное – добычи внутри страны. Но о том, чтобы включить в создаваемый газовый блок российских поставщиков, речь не идет. Г-н Ивченко вчера так и сказал: «Украина может экспортировать газ собственной добычи и другой газ нероссийского происхождения».
Идея создания газового союза уже несколько лет витает в умах прежде всего киевских чиновников. Президент Украины Виктор Ющенко недавно напомнил, что трехстороннюю модель сотрудничества еще в 2000 году предлагало тогда возглавляемое им правительство. Сторонами должны были выступить Россия, как производитель газа, Украина, как транзитер, и Евросоюз, как потребитель. В мае прошлого года место ЕС в этой модели заняла Германия. Тогда украинский «Нефтегаз», монополист по транспортировке газа и нефти, российский «Газпром» и немецкий Ruhrgas AG договорились об условиях участия немецкой стороны в международном газовом консорциуме. А в середине прошлого года заинтересованность выразила Польша. Теперь интересы немцев и поляков воплощаются в жизнь, но без России.
По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе вряд ли мы потеряем от этого в доходах. В силу географического положения транзитный путь каспийского газа на Украину в любом случае лежит через Россию. «Экономически Россия не выиграет и не проиграет от создания украино-германо-польского союза», – сказал «Новым Известиям» заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. Потери могут быть политические, а как следствие – в средне- и долгосрочной перспективе экономические.
Эксперт напомнил, что Евросоюз уже несколько лет лоббирует газовую директиву и настаивает на том, чтобы Россия ее ратифицировала. В официальной формулировке цель этой директивы – «содействие конкурентности единого газового рынка ЕС путем реализации принципов демонополизации, а также интеграции газотранспортных сетей и всех систем газоснабжения». От России, по сути, требуется дать сторонним производителям доступ к магистральному газопроводу, который сейчас фактически контролируют «Газпром» и правительство РФ. «Вопрос о газовом сотрудничестве трех стран нужно рассматривать обязательно в контексте газовой директивы ЕС», – полагает г-н Ежов.
Использование странных посредников делает «Газпром» крайне неэффективной структурой