Posted 27 февраля 2005, 21:00

Published 27 февраля 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Танцы у станка

27 февраля 2005, 21:00
Танцевальным спектаклем «Болт» главный театр страны увенчал антологию произведений Дмитрия Шостаковича на своей сцене. От балетмейстера Алексея Ратманского, дерзнувшего возродить провальный спектакль 1931 года, все ожидали модную советскую агитку, а получили абсурдистскую драму с авангардной хореографией.

Когда занавес открылся – публика оцепенела. Шесть гигантских роботов тихо кружили под музыку Шостаковича в полумраке пустой сцены, сверля взглядами прожекторов перепуганный партер. Если бы за неделю до премьеры театр не предупредил на своих афишах об этой экстраординарной придумке сценографа Семена Пастуха, в зале начались бы обмороки. По крайней мере сам Шостакович, доживи он до 100 лет, не узнал бы свой балет о рабочем-вредителе, воткнувшем в станок болт.

Вслед за роботами на сцену высыпали мальчики и девочки в коротких штанишках, чтобы под команды дирижера Геннадия Рождественского исполнить «производственную гимнастику». Далее «чудеса» росли, как снежный ком. На сцену выдвигалась «администрация завода», митингуя и крича на весь Большой театр о «смычке искусства и производства» и о «пятилетке в четыре года». Пьянчуги плясали в баре танго с официантками, а комсомольцы пытались вытащить из пут полусвета бывшего друга. В финале неисправимого вредителя производства под бравурную музычку весело расстреляли и утащили за кулисы. На месте расправы потом бодро плясали люди-пароходы, водолазы, пожарные, энкавэдэшники и военные в противогазах.

Зная о страсти Ратманского к современному танцу, гвардия старушек балетоманш не решилась прийти на премьеру. Впрочем, зря – сложнейших танцевальных ансамблей и дуэтов в постановке тоже хватало (наверняка всю эту роскошь растаскают на самостоятельные концертные номера). Вместо советского китча (который в последние годы стал самым модным направлением практически во всех видах российского искусства), Большой театр получил китч абсурдистский – дорогой и пестрый. Наверняка этот спектакль вскоре захотят увидеть на своей сцене Гранд-опера и Ковент-Гарден, ведь Шостакович сегодня сам по себе – советский китч. Конъюнктура музыкального рынка в мире такова, что о современной музыке России теперь судят лишь по двум именам – Прокофьева и Шостаковича. Постановку антологии опер Прокофьева недавно завершил Мариинский театр. Его конкурент – Большой – сделал ставку на Шостаковича. Буквально за последние пару лет ГАБТ поставил у себя оперу «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Светлый ручей» и теперь вот «Болт» (балет «Золотой век» в постановке Юрия Григоровича вернут в репертуар в следующем году, а оперу «Нос» показывали в концертном исполнении). Что же до рядовых зрителей, далеких от театральных стратегий, то им новый спектакль наверняка придется по душе – особенно детям. По крайней мере, как стало известно «Новым Известиям», маленькому сыну хореографа Алексея Ратманского – Василию – роботы очень понравились. А вот расстрел (несмотря на веселую музыку) ребенка чуть не довел до слез: «Наверное, его жена плакала», – сказал маленький Вася своей маме – Татьяне Ратманской, также работавшей над постановкой.

Подпишитесь