Posted 20 февраля 2005, 21:00

Published 20 февраля 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Велоуниверсал

20 февраля 2005, 21:00
Кросс-кантри, скоростная езда на маунтинбайке по пересеченной местности, считается наиболее универсальной велодисциплиной. На кантрийном велосипеде можно съезжать и подниматься по склонам, мчаться по узеньким лесным тропинкам и даже прыгать с небольших трамплинов. Обладатель такого аппарата может даже вовсе забыть про

Главная особенность кросс-кантрийных велосипедов – малый вес. Особенно это касается спортивных аппаратов, где лишние граммы неизбежно влекут за собой лишние минуты на дистанции. Ради веса конструкторы зачастую жертвуют прочностью компонентов и удобством наездника. Пусть узкий облегченный обод периодически приходится лечить от «восьмерок» и «яиц», зато вкручивать на нем намного приятнее, чем на неубиваемом катке.

В XC-байке, как и в любом другом велосипеде, наиболее важной деталью является рама. В велосипедах начального уровня ее изготавливают из стальных труб. Подходят такие рамы в основном для легких покатушек. Слишком большой вес делает их малопригодными для серьезной спортивной езды. За счет невысокой жесткости такая рама поглощает часть вибраций, возникающих при езде по неровной дороге. Немного дороже и намного качественнее конструкции из алюминия. Они намного легче и жестче стальных. Поэтому «крылатый металл» стал стандартом для спортивных и полуспортивных велосипедов.

Рамы различаются и по конструкции. Чаще всего в кросс-кантри используется конструкция под названием «хардтейл» (жесткий хвост.– Прим.ред.). Такое имя она получила из-за отсутствия заднего амортизатора. Именно эта испытанная годами недорогая система позволяет наиболее эффективно крутить педали. У двухподвесов в задней части рамы установлен амортизатор. Он отлично поглощает вибрации и рывки, возникающие при езде по буграм, камням и прочим колдобинам. Таким образом езда становится намного комфортнее. Но за все приходится платить. Во-первых, двухподвесы стоят намного дороже хардтейлов. А во-вторых, часть энергии велосипедиста уходит не на вращение заднего колеса, а на раскачивание подвески. Поэтому до недавних пор двухподвесы в кросс-кантри практически не использовались. Как рассказал нам управляющий магазином «Велосклад» Сергей Ратковский, в последние годы сразу несколько велопроизводителей выпустили на рынок системы, в которых раскачивание при работе педалями сводится к минимуму. Такие рамы стали использовать для гонок по особо сложным трассам даже профессиональные спортсмены.

Пусть не всякий XC-байк может похвастаться задней подвеской, зато передняя мягкая вилка стала сегодня стандартом для внедорожных покатушек. Ее главное предназначение – защита рук, а заодно и корпуса от ударов и колебаний. Недорогие велосипеды чаще всего комплектуются пружинно-эластомерными вилками. Колебания в них поглощает так называемый эластомер, именуемый на веложаргоне ластиком. Справляется со своей задачей не лучшим образом, а на холоде и вовсе перестает работать. Воздушно-масляные и пружинно-масляные вилки часто стоят дороже целого велосипеда. Но мало кому приходилось жалеть о потраченной на такое устройство сумме. Как правило, они обладают множеством регулировок, позволяющих подстроить вилку под конкретную трассу.

Непосредственно на скорость и комфорт передвижения влияют звезды. Спереди стоят три ведущие звезды, именуемые системой. Самая маленькая служит для заездов в гору, средняя – для движения по ровной местности и небольших подъемов, большая – для передвижения на высокой скорости. Сзади все наоборот. Наименьшее количество усилий уходит на вращение маленьких звездочек. Всего в кассету устанавливается 8–9 звезд.

Педали-топталки давно уже вышли из моды. Для скоростной езды ноги должны работать постоянно, а не только в момент нажима на педали. Для этого были изобретены туклипсы, специальные ремешки, пристегивающиеся к ступням. Со временем появились более совершенные устройства, так называемые контактные педали. К ним пристегиваются специальные велотуфли с шипами на подошве. При падении ноги наездника автоматически отцепляются. Основные минусы «контактов» – высокая цена и плохая работа в экстремальных погодных условиях. Тем не менее для любителей быстрой езды замена педалей должна стать первым и обязательным апгрейдом.

Тюнинг велосипедов – тема для отдельного рассказа. Ни одно транспортное средство не подвергается таким масштабным переделкам. Меняются вилки, колеса, тормоза и даже рамы. И через несколько лет хозяин замечает, что дешевый велик с тяжелой рамой и копеечной вилкой вдруг превратился в чемпионский супербайк стоимость в несколько тысяч долларов.

Подпишитесь