Posted 20 февраля 2005, 21:00
Published 20 февраля 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
– Оксана Генриховна, выступая недавно в Госдуме, вы обвинили правительство в том, что оно в прошлом году провалило важнейшие экономические реформы. Не слишком ли резка оценка? Ведь удалось сохранить неплохие темпы экономического роста, выполнить и даже перевыполнить план по наполнению стабилизационного фонда…
– Оценивая чью-либо работу, нужно обязательно учитывать условия, в которых она велась. А условия были да и сейчас остаются более чем благоприятными. Во-первых, налицо беспрецедентный за последние десятилетия уровень цен на нефть. Марка Urals, которой торгует Россия, стоила в прошлом году в среднем 36 долларов за баррель. Это на 30% больше, чем в 2003 году, и в полтора раза больше, чем в 2002-м. Во-вторых, сальдо торгового баланса, то есть деньги, которые приходят в страну, достигло 85 млрд. долларов. Если сравнивать с предыдущими годами, то это на 25 млрд. больше, чем в 2003-м, и практически в два раза больше, чем в 2002-м. Стабилизационный фонд, о котором вы упомянули, по итогам года вырос до 634 млрд. руб. К тому же резервы Центробанка тоже установили рекорд – 48 млрд. долларов. А теперь посмотрим, чего добилось правительство при такой сверхблагоприятной конъюнктуре. Рост валового внутреннего продукта составил всего 7%, в промышленности – 6,1%. В ряде отраслей произошел абсолютный спад производства, например, в легкой промышленности он достиг 8%. Инфляция фактически оказалась даже выше, чем в предыдущие годы: 11,7% по индексу потребительских цен и 28% по оптовым ценам промышленности. Такой высокий уровень инфляции по оптовым ценам был только после дефолта – в 1999 году. Еще один антирекорд страна установила по оттоку капитала. По сравнению с 2003 годом он вырос почти в два раза.
– Все это верно, но рядовых граждан эти показатели волнуют только тогда, когда напрямую касаются их материального положения. А оно, судя по результатам соцопросов, в прошлом году уж точно не ухудшилось…
– Статистика показывает, что для некоторых категорий граждан, кстати, далеко не самых благополучных, это неверно. Снизились заработки бюджетников относительно уровня цен, а средний размер пенсии по отношению к средней заработной плате упал с 35 до 25%. Усилился разрыв в доходах населения – с 14,3 до 14,8 раза. Самый большой скачок в росте разницы между 10% самых бедных и 10% самых богатых пришелся именно на 2004 год.
– И вы считаете, что во всем этом виновато только правительство?
– Я убеждена, что это следствие абсолютно некомпетентных, непрофессиональных реформ, какую ни возьми. Вот, например, административная. Была заявлена цель – сократить численность аппарата и повысить эффективность его работы, снизить коррупцию. А результат получился обратный: увеличилось количество федеральных ведомств, их содержание стало обходиться еще дороже. А объем взяточничества, как показывают все опросы предпринимателей, вообще вырос в 2–2,5 раза. Следующая реформа – муниципального управления и межбюджетных отношений. Она затевалась для того, чтобы разделить ответственность между уровнями бюджетов и обеспечить сбалансированность региональных и местных бюджетов. А каковы итоги, которые, кстати, констатировал сам премьер-министр? Г-н Фрадков согласился с тем, что разделить ответственность по всем расходным полномочиям между уровнями бюджетов невозможно. Лучше сказать о том, что реформа провалилась, просто нельзя.Реформы проваливаются, потому что схема у всех у них одна: изъять деньги у налогоплательщиков – как физических, так и юридических лиц, – а потом аккумулировать эти деньги в бюджете. И вместо того чтобы пустить этот финансовый поток в экономику, направляют его в сторону тех, кто приближен к членам правительства. Ярчайший пример можно найти в макроэкономике. Вернемся опять к стабилизационному фонду. Эти деньги изъяты у бизнеса в виде налогов, а теперь их отправляют за границу на покупку иностранных ценных бумаг – именно так и не иначе правительство решило их преумножать. Вообще стабфонд превращается в мощнейший фактор торможения экономического роста. Если бы эти средства были пущены в экономику, то только за счет этого темпы роста ВВП увеличились бы на 2–4% в год. Таким образом ошибки министра финансов Алексея Кудрина со стабилизационным фондом, политикой долгов и их первоочередным погашением тянут на 1 трлн. руб. Это больше, чем наши годовые расходы на национальную безопасность, образование, национальную экономику и социальную политику вместе взятые.
– Это все макроэкономика, а до нее большинству россиян – как до Луны.
– Хорошо, возьмем самые земные сферы, скажем, пенсионную реформу. Дотирование Пенсионного фонда России федеральным бюджетом в этом году увеличивается до 200 млрд. руб. Но еще есть остатки резерва ПФР и резерва на накопительную часть пенсии. Их общая сумма составляет 250 млрд. руб. Этот гигантский финансовый поток в экономику тоже не пущен, им просто управляют определенные структуры, близкие к Пенсионному фонду. Та же схема действует и в реформе страхования автогражданской ответственности. 48 млрд. руб. изъято у граждан в виде проданных страховых полисов. Выплаты по страховым случаям составили 18 млрд. рублей. Следовательно, 30 млрд. – это тот финансовый поток, который оказался в руках нескольких компаний-страховщиков. Практически то же самое происходит и с покупкой лекарств для льготников. В Санкт-Петербурге, например, на лекарственное обеспечение одного льготника выделяется средств в восемь раз больше, чем раньше, а медикаментов выписывается только в полтора раза больше. Это означает, что вся «дельта» напрямую пойдет в фармацевтические и страховые компании.
– Вы были активной противницей закона о монетизации льгот. Его исполнение вызвало волну протестов, но ситуация кардинально не изменилась.
– Закон плох концептуально. Чтобы просчитать материальные последствия реформы для каждого гражданина, которого она коснулась, достаточно иметь образование не более двух-трех классов. Нетрудно сообразить, что, если вы даете федеральному льготнику компенсацию 550 руб., а проездной стоит 600, как в Санкт-Петербурге, или 770, как в Москве, то в итоге произойдет прямое ухудшение положения граждан. Поэтому истоки забастовок и митингов не в злом умысле каких-то подстрекателей, а в том, что наши граждане в отличие от нашего правительства умеют считать до десяти и оценивать реально: ухудшилась у них ситуация или улучшилась.
Оксана Дмитриева - депутат ГД, экс-министр труда и социального развития