Posted 17 февраля 2005, 21:00
Published 17 февраля 2005, 21:00
Modified 8 марта 2024, 09:36
Updated 8 марта 2024, 09:36
Обсуждение вопросов добычи и транспортировки углеводородов Каспия – традиционно одна из самых сложных тем российско-азербайджанских переговоров – похоже, и на сей раз было не простым. Как стало известно «НИ», стороны «споткнулись» о проект Конвенции о правовом статусе Каспия.
Москва хотела включить в нее специальный пункт, который бы запрещал присутствие в акватории Каспийского моря вооруженных сил любой страны, не входящей в регион. Логика эта понятна: Россия выступает за создание на Каспии Сил коллективной безопасности (СКБ), в которые предполагается включить подразделения 5 прикаспийских стран. И только.
Однако азербайджанцы придерживаются иных позиций, и, как выясняется, прежде всего из-за своих отношений США. Напомним: аналитики не раз озвучивали прогнозы – мол, подразделения ВМС США могут расположиться в азербайджанском секторе Каспия. Ожидается, что первая группа морских пехотинцев окажется там уже в июле 2005 года, когда начнется транспортировка азербайджанской нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Мотивировано это, скорее всего, будет обеспечением безопасности нефтепровода. Той же цели, напомним, были посвящены и американо-азербайджанские военно-морские учения по защите месторождений от террористов в середине 2003-го.
Впрочем, похоже, в этом споре точку ставить пока еще рано. В Кремле прекрасно понимают, что Ильхам Алиев – политик, который продолжает внешнюю политику своего отца. А она состояла в том, чтобы не жертвовать особыми отношениями с Москвой в пользу сближения с Вашингтоном.
На брудершафт