По данным ООН, сегодня более 1 млрд. человек в мире живут менее чем на 1 доллар в день. Более 2,7 млрд. землян имеют ежедневный доход менее 2 долларов. Более 840 млн. человек хронически голодают, и более 1 млрд. не имеют доступа к безопасной питьевой воде. В России бедны 20% граждан, имеющих доходы ниже официального уровня прожиточного минимума, который составляет 2398 руб.
О том, как ООН представляет себе борьбу с бедностью, рассказал вчера руководитель Проекта тысячелетия ООН Джон Макартур. Помимо списания долгов, по его словам, страны с высоким уровнем дохода должны открыть свои рынки для импорта продукции из беднейших стран. Помощь промышленно развитых стран должна возрасти до 0,44% их внутреннего национального продукта (ВНП), а к 2015 году – до 0,54%. Однако Россия в число беднейших стран не входит, поэтому материальная помощь ей не предполагается. Тем не менее, нашей стране, как и бедным государствам Африки и Южной Америки, ООН рекомендует отменить плату за школьное обучение и основные услуги здравоохранения, сделать для всех социальных учреждений обязательным доступ к электро-, водоснабжению, канализации, а также Интернету.
Российские эксперты придерживаются принципиально иного взгляда на эту проблему. По словам ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, разрабатывая методы борьбы с бедностью, нужно определить, что делать: давать рыбу или удочку. «Сегодняшняя дискуссия о том, как решать проблему, – это вопрос, как распределить рыбу», – заявил он, комментируя предложения ООН. Непонятен г-ну Мау и перечень государств, которым предлагается списать долги. «Например, в этих списках фигурируют Нигерия и ряд других стран с богатыми природными ресурсами, – сообщил он. – Почему бы тогда не включить в эти списки и Россию?»
Вопрос о решении проблемы российской бедности извне пока никто не ставит. Уменьшать ее к 2007–2008 годам вдвое планируется собственными силами. По словам советника представительства Всемирного банка в Москве Андрея Маркова, для «устойчивого решения» проблемы бедности нужна, во-первых, адресная социальная помощь. Причем программы помощи должны быть изменены так, чтобы они «заставляли граждан выходить из бедности». Во-вторых, необходимо решить проблему с низкой заработной платой бюджетников. В-третьих, нужно дать малому и среднему бизнесу возможности для экономического роста.
Чтобы стимулировать к самостоятельным заработкам, список задач в рамках борьбы с бедностью необходимо дополнить «защитой прав собственности и обеспечением неких политических гарантий», считает директор по развитию Центра стратегических разработок Олег Фомичев. Но и без этого на пути к искоренению нищеты в России, по его словам, возникнет ряд сложностей.
«Во-первых, я сомневаюсь, что нам удастся перестроить систему социальной поддержки так, чтобы помощь направлялась именно бедным гражданам, а не категориям населения со средними и высокими доходами (последние сейчас получат более половины средств, выделяемых на поддержку бедным. – «НИ»), – заявил он «Новым Известиям». – Кроме того, думаю, возникнут проблемы с формированием институтов гражданского общества, в частности, благотворительных и других некоммерческих организаций. Пока они воспринимаются не как что-то полезное для государства, а как пятое колесо. Мол, есть правительство, есть бедные граждане, а частные посредники как бы и не нужны».