В своем иске в суд Хьюстона опальная НК обвиняет «четверку» в «экспроприации «Юганскнефтегаза» в декабре 2004 года, а также «в нарушении решения американского суда о прекращении операций с активами ЮКОСа в связи с рассмотрением заявки о банкротстве». Истцы требуют возмещения ущерба в размере 20 млрд. долларов.
Менеджмент компании объяснил, почему обращается к услугам именно американского правосудия, хотя сама она зарегистрирована в Нефтеюганске, а ее владелец Menatep – в Гибралтаре, который находится под протекторатом Великобритании. Во-первых, на американских счетах ЮКОСа остаются крупные суммы денег. Во-вторых, там живет финансовый директор Брюс Мизамор. Помимо всего прочего, среди владельцев акций НК много граждан США.
Судебные разбирательства грозят не только газовому монополисту с его бывшими и новоиспеченными дочками. Как уже писали «НИ», иск на прошлой неделе направил и холдинг Menatep, который хочет видеть ответчиком правительство России. За то, что после налоговых претензий ЮКОС подешевел в несколько раз, с исполнительной власти владельцы НК хотят взыскать 28,3 млрд. долларов.
Однако последние действия властей показывают, что угрозы их не напугали. В пятницу Госдума отказалась поручить комитету по бюджету и налогам запросить в правительстве информацию об обстоятельствах продажи ОАО «Юганскнефтегаз». Поводом к ожидавшемуся запросу послужили недавние противоречивые заявления на эту тему Министерства финансов, «Роснефти» и других фигурантов «дела ЮКОСа». Предполагалось, что депутаты захотят узнать источники привлеченных финансовых средств для совершения сделки, порядок поступления и зачисления денег от продажи актива, а также данные об остатках средств на счетах Федерального казначейства за соответствующие дни.
Но запроса так и не было, а президент «Роснефти» Сергей Богданчиков лишь затемнил и без того неясную ситуацию. По его словам, сведения о привлечении компанией денежных средств на покупку контрольного пакета акций ОАО «Юганскнефтегаз» конфиденциальны и не могут быть разглашены, так как «частично подпадают под определение коммерческой тайны».
Тем временем «Газпромнефть» тоже решила судиться. Компания, про которую все уже успели подзабыть, в минувшую пятницу обратилась в американский суд с требованием прекратить производство по делу о добровольном банкротстве ЮКОСа, утверждая, что оно находится вне юрисдикции суда. Как заявил юридический представитель «Газпромнефти» Майкл Голдберг, «в нашем заявлении называются девять неоспоримых причин, каждой из которых было бы достаточно, чтобы закрыть дело».
Экономический советник президента опять спорит с правительством