Posted 3 февраля 2005, 21:00
Published 3 февраля 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:39
Updated 8 марта, 09:39
На данный момент версий смерти Зураба Жвания несколько. Первая выдвинута Мерабишвили – это «несчастный случай». Вторая – криминальная. В Тбилиси многие отмечают, что покойный премьер инициировал ряд уголовных дел против чиновников-коррупционеров из близкого окружения экс-президента Грузии Шеварднадзе. Потому не исключается месть со стороны родственников свергнутого президента. Правда, ряд экспертов указывает, что в распространении такой информации заинтересованы прежде всего грузинские власти, которые хотят исключить любую версию собственной причастности к этой смерти.
А оснований для предположений о причастности радикальной части грузинского руководства к смерти премьера (это и есть третья версия) более чем достаточно. Дело в том, что Жвания был категорически против войны с Южной Осетией и Абхазией – он настаивал на восстановлении территориальной целостности Грузии исключительно мирными методами, встречался с лидером Южной Осетии Эдуардом Кокойты в разгар вооруженного противостояния летом 2004 года, после чего и начался отвод грузинских войск из зоны конфликта. Разумеется, все это не могло понравиться представителям «партии войны». Теперь, когда Жвания мертв, военному зуду некоторых тбилисских политиков будет противостоять гораздо труднее. А это в конечном счете может привести и к ухудшению грузино-российских отношений.
Впрочем, пиар-кампанию против России в Тбилиси начали уже после теракта в Гори. Напомним: сразу же после случившегося министр полиции и общественной безопасности Мерабишвили заявил, что за терактом стоят «внешние силы, которые хотят сорвать миротворческие усилия президента Саакашвили по урегулированию конфликта в Южной Осетии, озвученные на сессии ПАСЕ в Страсбурге». В этом контексте под внешними силами подразумевается Россия, и только она.
Сегодня, обвиняя «внешние силы» в причастности к последним событиям в Грузии, Тбилиси ставит несколько целей. Во-первых – скомпрометировать Москву, представить ее агрессором, чтобы дать Западу повод сильнее надавить на нее. Во-вторых – «подготовить» международное общественное мнение к необходимости жестких действий в отношении Южной Осетии и Абхазии. Как бы то ни было, теракт в Гори и смерть Жвания еще больше обострили ситуацию в зонах конфликтов. Осетинская сторона утверждает, что американские инструкторы, которые готовят грузинскую армию, учли ошибки неудачной летней кампании и готовятся к новой, когда в горах сойдет снег. Возможно, Жвания стал жертвой этих политических игр, а его смерть приблизит войну.