Posted 1 февраля 2005, 21:00

Published 1 февраля 2005, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Никита Михалков

1 февраля 2005, 21:00
В минувшие выходные прошла торжественная церемония вручения премии Российской национальной киноакадемии «Золотой орел». В кинематографических кругах ее давно прозвали «орлом Михалкова», поскольку и киноакадемия, и ее награда по сути были созданы по инициативе главы Союза кинематографистов РФ. От чего действительно зави

– Никита Сергеевич, премия «Золотой орел» худо-бедно существует уже три года. Что-то существенно изменилось в ее структуре за это время?

– В структуре фактически ничего. А почему худо-бедно? Я бы сказал, что «Орел» вырос, он взлетел и летит мощно. В прошлом году «Золотого орла» получил Милош Форман, в этом – Фрэнсис Форд Коппола и Эннио Морриконе. Это ли не повод говорить о значимости премии. На этот раз в главной номинации на премию «За лучший фильм года» конкурировали четыре картины – «72 метра», «Водитель для Веры», «Мой сводный брат Франкенштейн» и «Свои», сделанные практически на мировом уровне. Это ли не интрига?

– А пятая – «Папа» – сделана, по-вашему, не на мировом уровне?

– Да, пять, конечно, пять. Простите…

– Никита Сергеевич, почему вы решили в этом году вручить «Орла» «За вклад в мировое искусство» именно Фрэнсису Форду Копполе?

– А у вас есть другие кандидаты? Еще значительнее и выше?

– Ну почему бы, скажем, не Мартину Скорсезе?

– Хорошо. Значит, в следующий раз будет Скорсезе.

– А каковы ваши прогнозы относительно премии на будущий год? Чем еще собираетесь удивлять?

– Посмотрим, какие фильмы выйдут в этом году. Насколько я знаю, будет минимум шесть серьезных картин, в том числе лента Алексея Балабанова «Жмурки», которая в будущем году сможет претендовать не только на «Орла», но и на другие солидные премии и фестивальные призы. Но «Орел», как вы знаете, собирает все лучшее, что выходит за год.

– Скажите, а могут попасть в список номинантов на премию фильмы, которые вам лично не нравятся?

– Конечно, могут. Список номинантов создается из предложений всех членов Союза кинематографистов, потом из него выявляют «шорт-лист». В этом году было около четырех тысяч голосовавших. Я никогда не влияю на решение академиков. Считаю это порочной практикой, которая может привести бог знает к чему. Другое дело, что, естественно, в список академии могут попасть мои друзья и знакомые. Но я работаю в кино 38 лет, и практически каждый второй кинематографист в нашей стране так или иначе работал со мной когда-нибудь. Я ведь не вчера в кино пришел. Полжизни я работал на имя, а теперь оно работает на меня. Смешная ситуация, на мой взгляд, даже абсурдная произошла, когда в список претендентов на «Золотого орла» попал фильм моего брата Андрона «Дом дураков». Меня тогда все обвинили в том, что я, дескать, устроил из национальной премии какой-то междусобойчик. А куда мне девать брата, который был лауреатом Каннского и Венецианского кинофестивалей? Что же теперь, если он мой брат, он должен пойти на рынок торговать бананами, что ли? Вообще вся эта шумиха вокруг моего имени и премии «Золотой орел» меня просто поражает. Согласитесь, три года назад было решение съезда Союза кинематографистов создать Академию кинематографических искусств и наук. Руководство союза ее создало. Затем было решение учредить премию «Золотой орел». Ее учредили. Теперь есть президент академии, есть Совет академии. А я даже не член Президиума академии. Да эта премия такая же моя, как любого члена Союза кинематографистов.

– То есть вы не считаете, что у «Золотого орла» ваше лицо?

– Нет, я так сказать не могу. С другой стороны, наверное, на этом этапе просто нет человека, кроме меня, который мог бы взять на себя это тяжелое бремя. Моя главная задача – создать механизм, который будет работать вне зависимости от того, кто им руководит. Это неблагодарный труд. Ничего за то время, пока я «управляю» механизмом «Орла», кроме зависти, злости и откровенной лжи, не было. Но я думаю так: чем больше тебя задевают, тем больше в тебе должно быть уверенности, что ты идешь правильной дорогой. Так что все нормально!



ИСТОРИЯ ПРЕМИИ «ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ»

Весной 2002 года по решению съезда Союза кинематографистов России создана Национальная академия кинематографических наук и искусств. Были избраны президент, пять вице-президентов, а также названы имена пожизненных действительных членов киноакадемии. Первым президентом академии избран режиссер Владимир Наумов. Академиками стали режиссеры Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Глеб Панфилов, Сергей Колосов, Георгий Данелия, Эмиль Лотяну, Евгений Матвеев, Алексей Балабанов, актеры Олег Басилашвили, Алексей Баталов, Олег Табаков, Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, композиторы Тихон Хренников, Геннадий Гладков, министр культуры Михаил Швыдкой, председатель ВГТРК Олег Добродеев, глава ОРТ Константин Эрнст и другие. На первом заседании академия учредила премию «Золотой орел» – профессиональный приз, присуждаемый за достижения в области кинематографии и за вклад в развитие кино.

Национальная академия стала второй кинематографической академией в России. В октябре 2001 года состоялось учредительное собрание Академии кинематографических искусств, президентом которой стал Эльдар Рязанов. По итогам голосования членов этой академии вручается другой общенациональный приз в области кино – «Ника».

Подпишитесь