Posted 27 января 2005, 21:00

Published 27 января 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«Орел» или решка

27 января 2005, 21:00
В пятницу, 28 января, тайным голосованием академиков Российской академии кинематографических наук и искусств будут определены лауреаты премии «Золотой Орел» за 2004 год. Официальная и торжественная церемония награждения крылатыми статуэтками состоится в субботу в самом большом – Первом – павильоне киноконцерна «Мосфиль

На небосклоне российского кино «Золотой Орел» появился всего два года назад. Учредил новую национальную премию Никита Михалков в пику крылатой «старушке» «Нике». А для придания веса своему «Орлу» Никита Сергеевич организовал Академию кинематографических искусств и наук, которая должна ежегодно запускать эту самую «птичку» в полет. Академиков в академию Никита Сергеевич тоже назначил сам. Всего их 200 человек. До нынешнего года именно эти 200 человек под председательством кинорежиссера Владимира Наумова вершили судьбы отечественных «Оскаров». В этом году схема голосования несколько изменилась. Экспертный совет академии, возглавляемый киноведом Кириллом Разлоговым, предложил голосовать всем желающим членам Союза кинематографистов России по списку из почти трех сотен работ (71 игровой фильм, 61 документальная картина, 100 сериалов, 36 анимационных и 26 игровых зарубежных фильмов). Желающих поучаствовать в «раздаче слонов», простите, «Орлов», на этот раз набралось 3628 из более чем пяти тысяч человек. Причем каждый мог что-то или кого-то добавить в анкеты для голосования (говорят, таких добавлений было всего два и на дальнейший ход событий они повлиять никак не могли). С одной стороны, система выглядит более чем демократичной. Но с другой – весьма надуманной, поскольку и основной список номинантов, и список лауреатов из так называемого шорт-листа объявляют все те же 200 академиков.

В этом году рекордсменом по количеству полученных номинаций оказалась картина «Свои» Дмитрия Месхиева. Ставший абсолютным победителем последнего Московского кинофестиваля и получивший «Золотого Овна» фильм о Великой Отечественной войне фигурирует в 10 позициях (в том числе в руки Дмитрия Месхиева и продюсера Елены Яцура могут попасть «Золотые Орлы» «за лучшую режиссуру» и «лучший фильм», а в руки актеров Сергея Гармаша, Богдана Ступки, Натальи Сурковой и Анны Михалковой – призы «за лучшие роли»). На пятки «Своим» наступает «Водитель для Веры» Павла Чухрая – у него 6 номинаций, «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского набрал 5 номинаций и «Папа» Владимира Машкова – 4 номинации.

Вообще, со «Своими» складывается любопытная история. На «Золотом Орле» повторяется та же ситуация, что и на церемонии Национальной премии киноведов и кинокритиков «Золотой Овен». Вновь в одной номинации «встретились» две актрисы, сыгравшие в фильме Месхиева «Свои»: Наталья Суркова и Анна Михалкова. Только кинокритики определили двух великолепных актрис в номинацию «лучшая роль второго плана». А академики решили почему-то, что роли, сыгранные ими, – главные. Та же история и с Сергеем Гармашем. Он тоже играет в «Своих» далеко не главную роль. Но за эту картину актер номинируется в одной из основных категорий премии, тогда как он же проходит по другой номинации «Золотого Орла» – «лучшая мужская роль второго плана» (фильм «72 метра»). Журналисты, охочие до жареного, считают, что со «Своими» дело нечисто. Поговаривают, что в случае с этим фильмом не обошлось без влияния самого Никиты Михалкова. Поскольку, мол, в «Своих» снялась его дочь, Анна Никитична, и он к этой картине благоволит (вспоминают и оглушительную победу картины Месхиева на ММКФ, на котором в президентах Михалков). Как бы в ответ на это Никита Сергеевич не устает повторять, что к делам академии не имеет ровным счетом никакого отношения и даже никогда не голосует.

Еще одна пикантная ситуация складывается вокруг приза «за лучшую музыку к фильму». Выбирать академикам придется между Алексеем Айги («Мой сводный брат Франкенштейн»), Эдуардом Артемьевым («Водитель для Веры») и – вдохните поглубже – самим Эннио Морриконе («72 метра»). Попробуйте угадать, кто победит?! ...Тем более что ходят упорные слухи о приезде самого «маэстро» в Москву. В такой ситуации этичнее по отношению к остальным претендентам на «высокую награду» было бы либо вообще не присуждать приз в этой номинации, либо для Эннио Морриконе «открыть отдельную строку», скажем, «За какой-нибудь вклад во что-нибудь».

Правда, не все же академиков ругать, иногда им надо и честь отдать. Например, в этом году члены академии прислушались к мнениям критиков и разделили актерские номинации на «экранные» и «телевизионные». Раньше призы по категориям «лучший актер» и «лучшая актриса», как правило, отходили к актерам из телемыла – победителями становились, например, бесспорно талантливые Наталья Гундарева и Евгений Миронов. Но все же подобное «распределение» призов было не совсем справедливо по отношению к актерам из «большого кино». Ведь понятно, что многие академики просто не доходят до кинотеатров (в силу, простите, как ни банально, возраста) и судят о работе актеров исключительно по тому, что видят на голубых экранах.

Определились академики с временными рамками – к рассмотрению теперь принимаются только те картины, что вышли в кино или телепрокат до декабря истекшего года. Таким образом, в списках нынешнего «Орла» не значатся «Настройщик» Киры Муратовой и фильм «Четыре» Ильи Хржановского (их продюсеры – соответственно Сергей Члиянц и Елена Яцура – «взяли самоотвод», рассчитывая попасть в списки на соискание премии в следующем году, когда фильмы официально стартуют в прокате). Нет также хитов первой половины телесезона 2004/2005 г. – «Московской саги» и «Детей Арбата», «PQ-17» и «Штрафбата». Их «Орел» охватит своим крылом в следующем году. А в этот раз академики почтят памятью «Бедную Настю», третью «Каменскую» и «Француза» – тех, о ком, в общем-то, можно было уже и забыть.

И, наконец, самый парадоксальный «предОрловский» случай. Произошел он с «Ночным дозором» Тимура Бекмамбетова. Фильм не попал в список главных претендентов на премию (если не считать номинации «за лучшую операторскую работу» Сергея Трофимова). Напомню, что наши критики тоже «прокатили» «Ночной дозор». Тем не менее наш «оскаровский комитет» выдвинул главный зрительский хит прошлого года на премию Американской киноакадемии! А в «оскаровском комитете», как известно, состоят все те же академики и члены Союза РФ. Непонятная, даже можно сказать, абсурдная ситуация. Получается что-то типа «возьмите, ради Боже, что нам не гоже!». Впрочем, в список номинантов на «Оскара» он тоже не вошел.

В любом случае, к кому бы ни разлетелись «Орлы» в этот раз, ничто пока не предвещает ни скандала, ни откровения. Как сказал на пресс-конференции по «Золотому Орлу» президент академии кинематографических искусств и наук Владимир Наумов: «Время идет своим чередом. Мы лишь определяем его ход».



НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ «ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ» ЗА 2004 ГОД

«ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ»:
«Свои» Дмитрия Месхиева
«72 метра»
Владимира Хотиненко
«Водитель для Веры»
Павла Чухрая
«Мой сводный брат Франкенштейн»
Валерия Тодоровского
«Папа» Владимира Машкова

«ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР»:
Павел Чухрай
Валерий Тодоровский
Дмитрий Месхиев

«ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ»:
Алена Бабенко
(«Водитель для Веры»)
Наталья Суркова («Свои»)
Анна Михалкова («Свои»)

«ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ»:
Богдан Ступка («Свои»)
Владимир Машков («Папа»)
Сергей Гармаш («Свои»)

Подпишитесь