Со стороны американской киноакадемии было бы просто свинством проигнорировать и на этот раз 62-летнего живого классика кинематографа Мартина Скорсезе, обладателя золотой каннской пальмовой ветви и многочисленных «Золотых глобусов» критики, победителя многочисленных мировых кинофорумов и обладателя персональной звезды на аллее славы в Голливуде. Дело даже не в прелестях его нового фильма «Авиатор» с Лео Ди Каприо в главной роли. Скорсезе чуть ли не за каждый фильм грозят «Оскаром» и каждый раз отдают его другим. К примеру, в прошлом году его «Банды Нью-Йорка» получили 10 оскаровских номинаций и ни одной статуэтки.
Когда Скорсезе было 34 года, его «Таксист» – драма о ветеране Вьетнама, не умеющем приспособиться к мирной жизни, – сделала его культовой фигурой среди американской молодежи 70-х. По примеру главного героя (его играл Роберт Де Ниро) парни считали особым шиком носить в кармане «Магнум» 44-го калибра. Мода на «Таксиста» чуть было не стоила жизни президенту США – некто Джон Хинкли совершил покушение на Рейгана, ссылаясь на «Таксиста». Мартином Скорсезе занялось ФБР, ему инкриминировали пропаганду насилия. Впрочем, популярности ему это не убавило. Имя Скорсезе по сей день связывают с «Новым Голливудом» – направлением, идеологи которого (Коппола, Лукас, Спилберг) ставят своей целью соединить развлекательность и философию.
Впрочем, в этом году у мастера найдется немало достойных соперников, и все же трудно представить, что его «Авиатора» обставит «Девушка на миллион долларов» Клинта Иствуда, «Рэй» Тейлора Хэкворда или «На обочине» Александра Пейна.
Самые громкие премьеры прошлого года «Страсти Христовы» и «Убить Билла» остались не замеченными академиками, как, впрочем, и «Ночной дозор», представленный россиянами на «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм».
Лауреаты «Оскара-2004» будут объявлены на торжественной церемонии в Голливуде 27 февраля.