Как бы ежегодно ни тужились европейские кинокомпании, как бы ни кричали на фестивалях о прелестях китайских боевиков и новых индийских мелодрам, как бы ни хвастались в России наращиванием темпов кинопроизводства, королем проката ныне и присно остается Голливуд. Наверное, именно поэтому к двум крупнейшим американским кинопремиям ежегодно приковано внимание всей кинообщественности мира.
Премию «Золотой глобус» не зря прозвали «репетицией «Оскара» – фавориты «аккредитованных критиков» и американских киноакадемиков зачастую совпадают, хотя «критический» «Глобус» предпочитает выглядеть более эстетским, чем «Оскар», который обычно ориентируется на лидеров проката. В прошлом году обе премии отхватили создатели фильма «Властелин колец: Возвращение короля».
Главным героем нынешнего «Золотого глобуса» стал «Авиатор» Мартина Скорсезе – картина о жизни американского мультимиллионера и авантюриста Говарда Хьюза. Автор «Славных парней» и «Банд Нью-Йорка», Скорсезе в своей новой ленте превратил в красивую легенду историю о сыне техасского изобретателя буровой машины, который сделал фабрику отца в прибыльное предприятие, а на вырученные деньги прикупил кинокомпанию и увлекся авиацией. За роль Говарда герой «Титаника» и кумир девчонок 90-х Леонардо Ди Каприо впервые удостоился «Глобуса» как «Лучший актер».
«Лучшую женскую роль» критики присудили Хиллари Суонк за работу в фильме «Девушка на миллион долларов». За тот же фильм Клинт Иствуд был удостоен «Золотого глобуса» в номинации «Лучший режиссер».
Лучшим фильмом на иностранном языке признана картина испанского режиссера Алехандро Аменабара «Внутреннее море». За роли второго плана премии получили Натали Портман и Клайв Оуэн, сыгравшие в фильме режиссера Майка Николса «Ближе».
В компетентности жюри «Глобуса» никто не сомневается, равно как и в беспристрастности «Оскара», который примерно через месяц премирует наверняка тех же и за то же. Для Америки, как, впрочем, и для большей половины Европы это действительно показатель не только качества, но и популярности кино. До недавнего времени эти правила действовали и для России (с «Властелином колец» в нашем прокате трудно было кому-либо тягаться). Сегодня многое меняется. Это видно хотя бы по тому прохладному приему, который россияне устроили недавно неимоверно разрекламированному «Александру» и «Трое», которые на Западе до сих пор остаются в числе лидеров проката. Что же до «Глобуса» Ди Каприо, то он вряд ли привлечет большое число зрителей нашей страны... хотя бы потому, что прежние почитатели Ромео и героя «Титаника» выросли и у них давно уже совсем другие кумиры.