Posted 17 января 2005, 21:00

Published 17 января 2005, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Елки на палки

17 января 2005, 21:00
В минувшие выходные в Москве завершился демонтаж городских новогодних елей. Высотных искусственных красавиц разобрали по пластиковым «щепкам» и упаковали до следующего Нового года. Без особой жалости расставались с отслужившими «личными» елками и простые москвичи. Осыпавшаяся и пожелтевшая хвоя заполнила столичные двор

Спланировавшие из окон, воткнутые в сугроб или сознательно сложенные в контейнеры для крупногабаритного мусора – на прошедших выходных люди всеми возможными способами избавлялись от отслуживших новогодних елей. Затем остатки праздничного веселья подбирают машины-мусоровозки и вывозят на свалки. Вот так год за годом тысячи кубометров ценной древесины в России безалаберно превращаются в бесполезный утиль.

«А вот европейцы трясутся не только над каждой живой веткой, но и давно нашли применение срубленной хвое, – рассказал «НИ» технический директор фирмы «Мехуборка» Евгений Еремин. – К примеру, в Швеции, Финляндии и многих других странах не дают пропасть ни одной древесной щепке. Все на счету».

Еловое сырье используется в работе мебельными фабриками и деревоперерабатывающими комбинатами. Хвойные отходы годятся для изготовления косметических препаратов. Котельни, а также колхозы, совхозы и рыбцеха могут использовать хвойные ветки как топливо, материал на полях для снегозадержания, искусственные нерестилища для рыб. Из измельченной древесины получается отличное сельскохозяйственное удобрение.

Разговоры о более хозяйственном использовании новогодних елей в России ведутся давно. Не раз европейская идея получала реально воплощение. Однако иностранный опыт у нас не прижился. В нескольких крупных российских городах – Самаре, Саратове и Екатеринбурге – попытки дать вторую жизнь новогодним елям по разным причинам провалились. Даже в Москве предприимчивость бережливых шведов обернулась неудачей. Купленные в столичных магазинах «ИКЕА» новогодние деревья после праздников там принимали назад в обмен на купон, по которому можно было выбрать что-нибудь из ассортимента магазина на сумму 150 рублей. Из возвращенных елок изготовили компост, которым потом удобряли деревья рядом с магазинами. Но инициатива, как водится, оказалась наказуемой – производство принесло лишь убытки, и акцию «ИКЕА» больше ни разу не повторила.

«И для нас отработанные елки – это мизер, 0,01 процента от всего строительного мусора столицы. Сами понимаете, что связываться с такими объемами спецпредприятиям невыгодно, – рассказал «НИ» технический директор фирмы «Мехуборка» Евгений Еремин. – Мы уже не раз задумывались над покупкой оборудования для переработки древесины. Но стоит оно порядка 200–300 тыс. евро. И окупится эта затея лет через десять. Кроме того, в Европе утилизация отходов стоит довольно дорого – 70 евро за одну тонну. У нас же, для сравнения, 20 евро за 10 тонн. Так что пока выкинуть елку выгоднее, чем пустить ее на вторсырье».



Справка «НИ»

ИХ НРАВЫ…
В Вене существуют специальные службы по утилизации использованных елок. Ежедневно и круглосуточно до 11 января можно бесплатно сдать отслужившую красавицу на одну из 414 городских площадок приема. Деревья измельчают и из биомассы делают топливные брикеты.
В Швеции новогодние елки сжигают в небольших городских котельных. И благодаря этой технологии более 13% шведов получают тепло и горячую воду.

...И НАШИ
Жители питерского пригорода Токсово не мучаются проблемой утилизации обветшавших новогодних елок. Они скармливают их зубробизонам Новокавголовского лесопарка. Для парнокопытных потомков канадского зубра и кавказского бизона новогоднее дерево – настоящий гастрономический подарок.

Подпишитесь