Posted 16 января 2005, 21:00
Published 16 января 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:33
Updated 8 марта, 09:33
Механизм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг был разработан в мэрии Новосибирска и утвержден решением городского Совета в 2002 году. В результате у горожан появилась реальная возможность отстаивать свои права перед коммунальщиками. Скажем, если какая-то услуга была предоставлена не в полном объеме или не на должном уровне, дирекция единого заказчика (ДЕЗ) обязана автоматически пересчитать квартплату и вернуть жильцам деньги за некачественное обслуживание.
Как утверждают в пресс-центре мэрии Новосибирска, по итогам прошлого года населению было возвращено почти 46 млн. руб. Чаще всего нарекания горожан вызывают отопление и горячее водоснабжение. На них приходится более 90% всех претензий. На втором месте стоит обслуживание лифтов, на третьем – уборка дворовой территории и лестничных клеток.
Вообще же за время эксперимента, который проводится с 2003 года, коммунальщики, судя по всему, стали работать получше. Так, если по итогам позапрошлого года горожанам было возвращено более 60 млн. руб., то в прошлом их нарекания потянули на сумму, почти на 20% меньшую.
В конкретных показателях работы служб это выглядит так. Если два года назад количество ежедневно простаивавших лифтов достигало в городе 350–400 единиц, то сегодня таковых стало почти в 10 раз меньше. За преодоление лестничных маршей пешком горожане вернули себе 1 млн. 846 тыс. руб., то есть менее 5% от общей суммы претензий к ЖКХ. Утверждают, что и подъезды с придомовыми территориями в Новосибирске убирают чище, чем два года назад. Так что в целом экспериментом довольны и городские власти, и жители города.
Федеральные власти обещают распространить новосибирский опыт на всю страну. Незадолго до новогодних праздников в интервью «Новым Известиям» директор департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго Сергей Круглик сообщил, что в 2005 году, согласно поправкам в Жилищный кодекс, деньги, уплаченные россиянами за некачественные коммунальные услуги, будут автоматически возвращаться им обратно. При этом, как уверял чиновник, нам не придется тратить время и нервы на жалобы в различные инстанции – в домах будут установлены контрольные приборы, по показаниям которых будет автоматически происходить перерасчет стоимости различных видов услуг. Время покажет, насколько быстро и эффективно исполнимы эти обещания.