Posted 12 января 2005, 21:00
Published 12 января 2005, 21:00
Modified 8 марта, 09:33
Updated 8 марта, 09:33
Двенадцатого января 1722 года был впервые учрежден пост генерал-прокурора, которому в системе самодержавной власти, как следовало из указа Петра Великого, отводилась роль «государева ока и стряпчего о делах государственных». Прокуратура в современной России, сохраняя высокий статус, лишена, по мнению экспертов, былых рычагов влияния и, по сути, стала придатком исполнительной власти. По мнению депутата Госдумы Виктора Илюхина, сегодня Генеральной прокуратуре урезали почти все полномочия, связанные с надзором за исполнением закона. «У прокуратуры отобрали общий надзор, который в эффективной правоохранительной системе всегда приносит плоды. Теперь прокурорские работники имеют право осуществить проверку той или иной отрасли только по жалобному заявлению, – сказал депутат «Новым Известиям». – Но есть же отрасли, которые затрагивают жизнедеятельность каждого гражданина, такие как экология и безопасность. Отсутствие систематического надзора как профилактической меры фактически делает власть слепой».
Кроме того, напомнил парламентарий, прокуроры лишились права выносить кассационный протест на решения судов, а этот фактор, по его мнению, разрушает паритет прав сторон судебного процесса. «Если прокурор не может оспаривать судебное решение, то суд теряет контроль и грязнет в коррупции», – уверен г-н Илюхин.
С ним солидарен и заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Иваненко. Он считает, что современная прокуратура – действительно «государево око», но смысл этого понятия ограничивается только тем, что она «неукоснительно следует силовой политической линии Кремля». «В Генпрокуратуре и ее подразделениях на местах есть хорошие профессионалы, но и они невольно становятся инструментом в реализации таких задач власти, которые способствуют произволу и нарушению прав человека», – заявил «НИ» зампред «Яблока». Он, впрочем, уверен, что кадровый состав прокуратуры можно было бы сделать основным звеном обновленной правоохранительной системы.
Напомним, в думском комитете по безопасности по-прежнему дожидается своего рассмотрения пакетная инициатива депутатов-либералов прошлого созыва. Они предлагали вычленить из всех органов безопасности следственные комитеты и слить их в Федеральную службу расследований – российский аналог ФБР. По замыслу законодателей, прокуроры в новом ведомстве могли бы не только расследовать дела особой важности, но и контролировать деятельность милиции, которая, считает г-н Иваненко, «представляет серьезную опасность для общества».
А руководитель аналитического центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин считает, что Генпрокуратура – это инструмент исполнительной власти и одна из «государевых рук», которая порой действует без всякого контроля.