Posted 21 декабря 2004, 21:00
Published 21 декабря 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Земля здесь просто нашпигована «останками войны», а дачники до сих пор находят на своих участках осколки, шрапнель и человеческие кости. Монумент Славы на Ленинградском шоссе – это место славы российского оружия. Такое же, как Бородинское поле и Мамаев курган. Над придорожным курганом – три огромных сомкнутых штыка. У подножия монумента – братская могила, где покоятся останки погибших безымянных солдат и офицеров, остановивших фашистов на самых подступах к Москве. По разным сведениям, здесь похоронены от 600 до 800 человек.
«Раньше здесь принимали в пионеры, сюда приезжали молодожены, – с грустью вспоминает пенсионерка Зинаида Полежаева. – А теперь все забылось, как будто и не было той страшной войны». Она приходит сюда каждую неделю, чтобы поклониться павшим воинам, а заодно повесить объявление с просьбой не осквернять святое место и выбрать для развлечений более подходящий склон. Она клеит скотчем на бетонную плиту листок, вырванный из ученической тетрадки в клетку. Но проходит несколько дней – чернила растекаются от снега и дождя, а листок срывает ветер.
«Вот если бы у солдатиков, что лежат здесь, под плитами, родственники были, никто бы не посмел хулиганить, – говорит бабушка. – А здесь-то кости ничейные. Хоть на голове ходи, никто ничего не скажет».
Об истинном предназначении архитектурного ансамбля «Штыки» – так народ называет это место – жители Зеленограда вспоминают только в праздники. А в будни курган памяти служит для горожан прекрасным местом отдыха. Летом здесь вместе с пивом и чипсами «загорает» молодежь, а зимой насыпь превращается в обычную снежную горку. Дети с родителями и молодежь катаются здесь на санках и сноубордах. Люди как будто не замечают выбитых на камне памятных слов, траурных венков и живых цветов, которые лежат на кургане в любую погоду – даже в самые лютые морозы.
«А где нам еще с детьми гулять? – возмущается мама девятилетнего Ивана Марина Березина. Каждый день она на «боевом посту» – следит за тем, чтобы ее ненаглядное чадо, спускаясь на санках с крутого склона, не вылетело на проезжую часть. – Памятников в городе понастроили, а горки приличной нет! Чего в этом такого, что дети тут немного погуляют, свежим воздухом подышат?»
«Штыки» – главное место тусовки зеленоградских сноубордистов. Как только выпадет первый снег, они тоже тут как тут.
«Когда была, эта война-то? – удивляется завсегдатай «Штыков» студент института Олег Проханов. – И вообще, в Москве вон Крылатские холмы есть, там тренируются сноубордисты. А нам где кататься?»
Горка детям, конечно, нужна. И не одна, а много. Но кататься в буквальном смысле «на человеческих костях» – это что-то из ряда вон. В последний раз местные власти о «Штыках» вспоминали «по разнарядке» – пять лет назад, когда всей страной готовились праздновать 55-ю годовщину Победы. Тогда комитет по охране и восстановлению памятников правительства Москвы выделил 2 млн. рублей на его реставрацию. К указанному сроку памятник «сверкал» – все элементы монумента были покрыты раствором с мраморной крошкой. Для этой цели специально вызывали профессиональных альпинистов. Возле «Штыков» высадили в ряд голубые ели, провели митинг, возложили венки, поздравили ветеранов, а потом о существовании мемориала торжественно забыли.
«Мы благодарны властям за то, что это памятное место находится в отличном состоянии, – говорит председатель городского совета ветеранов Зеленограда Виталий Шиндин. – Но дело ведь не только в этом. Главное – это человеческое отношение. Про «американские горки» на кургане знают все: и префект, и милиция. Мы не раз просили решить этот вопрос и прекратить безобразие, но никто никаких действий не предпринимает». Ветеран оказался прав. И в районном ОВД «Матушкино-Савелки», на территории которого располагается мемориал, и в префектуре округа о том, что Монумент Славы давно превратился в место зимнего отдыха зеленоградцев, знают не понаслышке. Но ничего страшного в этом не видят.
«Наш округ по содержанию памятников на хорошем счету, – с гордостью сообщила «НИ» пресс-секретарь Зеленоградского административного округа Наталия Юсупова. – Мы регулярно получаем грамоты за образцовое содержание наших монументов. А с детьми мы проводим в школах воспитательную работу. Они у нас знают, кто такие герои войны. И про вечную память знают. А то, что катаются.… Что же нам из-за этой мелочи шум поднимать?»
Справка «НИ»
Монумент защитникам Москвы работы архитектора Игоря Покровского, скульптора Виктории Штейнман-Деревянко и художника-монументалиста Алексея Штеймана был открыт 24 июня 1974 года у въезда в город Зеленоград. Памятник расположен на 40-м километре Ленинградского шоссе, на том самом месте, где в декабре 1941 года проходил участок главного рубежа обороны Москвы. В знаменитом бою у деревни Крюково сражались войска 16-й армии Западного фронта под командованием маршала Рокоссовского: воины восьмой гвардейской имени И.В. Панфилова стрелковой дивизии, второго гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л.М. Доватора и первой гвардейской танковой бригады генерала М.Е. Катукова. Отсюда началось контрнаступление наших войск. На это место в 60-х годах перезахоранивали останки погибших солдат, обнаруженные во время строительства Зеленограда. Отсюда, из братской могилы защитников Москвы, 3 декабря 1966 года был взят прах Неизвестного солдата и захоронен у Кремлевской стены.
Кстати
Раньше Монумент Славы в Казани горожане считали аналогом могилы Неизвестного солдата в Москве. В начале 70-х у мемориального комплекса стоял почетный караул. В начале 80-х караул «устал»: курсантов сменили воспитанники ПТУ, которые шагали уже не так слаженно и автоматов не имели. К середине 90-х исчезли и пэтэушники – властям стало не до торжественных ритуалов. 55-летие Победы в Казани отметили в «рамках запланированных мероприятий»: официальные речи, выступления ветеранов, минута молчания, салют. Тогда же у Монумента Славы установили пластиковые кабинки для почетного караула. Но караул, состоящий из школьников, простоял всего неделю. После себя ребята оставили красноречивые надписи несмываемым фломастером: «больше не могу», «сейчас лягу и умру», «козлы». Последнее, видимо, относилось к чиновникам, которые придумали для них такую непонятную и глупую затею, – стоять в будке. Сейчас отношение к Монументу Славы у казанцев противоречивое. С одной стороны, вроде он нужен, чтобы возлагать цветы и фотографироваться, а с другой – как-то неуютно тут стало. В сентябре 2004 года мемориальный комплекс попал в зону строительства городской транспортной развязки, и подходы к нему были блокированы. К 60-летию Победы администрация города обещала исправить ситуацию: смыть надписи и убрать строительный мусор.