Традиция приезжать к нам со своим кино у французов сложилась еще со времен «Фантомаса». В разные годы в переполненных кинотеатрах «Ударник» и «Художественный» со сцены представляли свои картины Жан Габен и Луи де Фюнес, Жанна Моро и Пьер Ришар. Наши кинематографисты почти каждый год наносили французам ответные визиты. Правда, никогда наши «недели» у них не были обставлены с такой помпой, как в советские годы. Уже 5 лет, как возрожденная традиция «Недели французского кино» пользуется колоссальной популярностью и неизменным вниманием со стороны прессы благодаря тому, что в Москву высаживается целый десант звезд. За последние 5 лет к нам приезжали великая Катрин Денев («Дневная красавица», «Восток–Запад», «Индокитай» и др.) и герой Франции Франсис Вебер («Папаши», «Невезучие» и пр.), великолепный актер Венсан Перез («Королева Марго», «Индокитай», «Фанфан-тюльпан» и др.) и скандал-режиссер Франсуа Озон («Капли дождя на раскаленных скалах», «Крысятник», «8 женщин», «Бассейн» и др.). Если по той или иной причине звезда не может пожаловать в Москву, организаторы просто-напросто снимают «его» ленту с программы фестиваля. В прошлом году так было с Клодом Лелюшем и Патрисией Каас. Для «мадемуазель, поющей блюз» кинофестиваль оказался слишком скромным мероприятием. Она тогда отдала предпочтение собственным концертам в Кремле, под которые и подтянули прошлогоднюю премьеру фильма «А сейчас, дамы и господа!».
Смысл проведения ежегодного французского кинофестиваля в отличие от подобных недель израильского или японского кино – не в том, чтобы представить все многообразие и самобытность кинопроцесса, а в том, чтобы рассказать о новых французских картинах. Обычно это 7–10 картин (при том, что ежегодно французы производят около 200 лент).
Вот и на этот раз довольно сложно сделать выводы и отследить тенденции на примере тех девяти картин, что французы привезли на фестиваль. И тем не менее бесспорна одна тенденция: французское кино с неутомимостью и бешеной страстью стремится противостоять Голливуду... или сотрудничать с ним. В коллекции фильмов с родины Люмьеров – в основном мейнстрим. К однодневкам-безделушкам можно отнести незатейливые комедии «Пей до дна!» и «Квартирант».
Однако далеко не все примеры сотрудничества с Америкой выглядят подражанием. Автор нашумевшей «Амели» Жан Пьер Жене подписал с Голливудом контракт на съемку своего следующего фильма сразу после грандиозного коммерческого успеха «Амели» в Америке. И уже свою новую картину «Долгая помолвка» (ее, кстати, представит сам Жене на нынешнем фестивале в Москве) все с той же актрисой Одри Тоту в главной роли, снял при продюсерстве американцев. Картина не потеряла неповторимого авторского видения мира и приобрела немалый бюджет – 55 миллионов долларов (в отличие от «Амели», которая стоила всего 12 млн. долларов).
Тем не менее французы не забывают и об авторском кино. В процентном отношении, в общем потоке производства его даже больше чем коммерческого. Неподражаемые и неутомимые галлы по-прежнему ставят на удачу с целью выудить из потока жемчужинки. Причем финансируют не только своих режиссеров, но и зарубежных творцов. Например, оскароносный китайский «Крадущийся тигр, Затаившийся дракон» и индийский блокбастер «Ашока» сняты с долевым участием Франции. Кстати, вот уже больше 20 лет французы вкладываются и в российское кино. Именно французы показывали миру почти все картины Тарковского и финансировали его «Ностальгию». А после перестройки еще более активно взялись за наших режиссеров. Французские специалисты и финансисты протянули дружескую руку таким режиссерам, как Константин Лопушанский («Письма мертвого человека», «Конец века» и др.), Павел Лунгин («Такси-блюз», «Луна-парк», «Свадьба» и др.), Сергей Бодров-старший («Кавказский пленник», «Медвежий поцелуй» и др.), Иван Дыховичный («Прорва», «Музыка для декабря», «Копейка» и др.), Бахтиер Худойназаров («Лунный папа», «Шик» и др.) и Нана Джорджадзе («1000 и 1 рецепт влюбленного кулинара»).
Родина Люмьеров – одна из немногих кинодержав, которая занимается прокатом лент других национальных кинофабрик. Ежегодно во Франции прокатных удостоверений выдается около 600, причем из них 40 % приходится на долю Голливуда, 50 достается самим французам, а 10 – всем остальным. Конечно, в процентном соотношении, немного, но все же приятно, что ленту Лидии Бобровой «Ой, вы гуси» – 11-летней выдержки и «Кавказского пленника» Сергея Бодрова 6-летней все же увидели в прошлом году на Елисейских Полях. А пока в прошлом году в Москве показывали французское кино, в Париже проводился смотр наших кинодостижений, где показали «Звезду» Лебедева и «Войну» Балабанова. Кстати, в этом году французам продемонстрируют «Водителя для Веры» Павла Чухрая и «Моего сводного брата Франкенштейна» Валерия Тодоровского.
Что нас роднит с французами – так это поиск нового героя и новых форм старых жанров. Им, очевидно, надоели хрестоматийные Д’Артаньяны, Анжелики и Короли. Иначе не появились бы во Франции в недавнем прошлом альтернативные «Распутник» и «Бланш». Им наскучила целомудренная любовь а-ля «Мужчина и женщина». Французская мелодрама уж слишком раскрепостилась и докатилась до извращений.
Возможно, в борьбе с Голливудом и в стремлении помочь всем униженным и оскорбленным кинодержавам щедрые галлы просто не замечают, как их собственная кинопродукция стремительно теряет самобытность. А в такой ситуации «новой французской волны» в ближайшие годы ждать не приходится.