Posted 30 ноября 2004, 21:00
Published 30 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:41
Updated 8 марта, 09:41
Собрание руководителей московских и региональных театров, инициированное Союзом театральных деятелей, проходило бурно, что понятно – ведь обсуждались предлагаемые правительством экономические преобразования, ставящие под угрозу само существование российского театра. Я сидел на сцене и вглядывался в зал – все лица были знакомые, много лет с этими людьми я работаю. Это, с одной стороны, давало уверенность, что мы все думаем одинаково, что будем едины в своем понимании, как нам надо действовать. Но одна беспокойная мысль назойливо крутилась, а для кого мы так стараемся? Не для себя же? Мы свой век как-нибудь доживем. Где молодое поколение, для которого мы стремимся сохранить театр? В зале их практически не было. Я не прочел ни одной статьи, в которой бы свое беспокойство выразил хоть один молодой режиссер. Так странно, что наша боль не передалась им, не задела никаких чувств. Я уверен, что театр существует, как единая система кровоснабжения, что в театре важно не только освоить ремесло, но необходимо занять свою гражданскую позицию.
Я понимаю, что это скорей наша вина, что среди художественных руководителей театров превалируют люди, которым от 60 и выше. Но все же, молодые режиссеры сейчас востребованы, как никогда, они много работают, причем в ведущих театрах страны. Неужели их не волнует, как будет развиваться дальше театр? Неужели они не понимают, что от организационно-правовой формы театра зависит и их творчество, пусть пока в качестве приглашенного режиссера на одну постановку. И именно пока, все равно, рано или поздно, им придется руководить театрами. Наверняка у них есть свои представления о том, какая модель нужна театру будущего. Мне бы очень хотелось, чтобы они высказались – на страницах газет, на радио, где угодно. Со своей стороны, я призываю их к разговору и предлагаю встретиться в Союзе театральных деятелей. Меня многие из них считают ретроградом, потому что я не раз публично высказывался о том, что не принимаю многие спектакли модных режиссеров, считая их лишенными большого художественного смысла. Возможно, я ошибаюсь в своих оценках, а может быть, и нет, но сейчас не это главное. Для меня важно узнать, что думает о будущем театра поколение, которое идет на смену. И я приглашаю его к разговору.