Posted 23 ноября 2004, 21:00
Published 23 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:34
Updated 8 марта, 09:34
По данным заместителя директора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Надежды Назиной, более 30–40% всех продаваемых в России товаров являются фальшивыми. Как единодушно отмечали вчера эксперты, проблема подделок может стать для отечественного рынка ключевой всерьез и надолго.
«Дело будет еще очень долго сдвигаться с мертвой точки, пока мы не научим потребителя делать правильный выбор среди пятнадцати – двадцати товаров с одинаковыми наименованиями», – сообщил член президиума Союза представителей малого и среднего бизнеса ОПОРА России Леонид Тавровский. Предприниматель убежден, что проблема может быть решена только на законодательном уровне.
Между тем многие правовые нормы, призванные регулировать потребительский рынок, уже приняты, но их эффективность вызывает у специалистов немало сомнений. Как напомнил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин, сейчас по закону производитель обязан указывать на этикетке основные потребительские свойства товара. Однако, что для тех или иных групп товаров понимать под основными свойствами, сказать не может никто. А раз так, удивляться тому, что эта правовая норма фактически бездействует, нет оснований ни у производителя, ни у потребителя. Г-н Элькин полагает, что, если при разработке новых технических регламентов, которые в обозримом будущем заменят действующие государственные стандарты, заодно подготовить некий перечень характеристик товара, это поможет решить проблему качества.
О том, что на законодательном уровне будет сделано в самое ближайшее время, сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. По его словам, в ближайший четверг депутаты намерены принять в третьем чтении поправки к закону о защите прав потребителей. Речь в них идет о так называемом дистанционном способе продажи, который более широко известен как «Магазин на диване». Согласно поправкам, при такой форме покупки потребитель в течение семи дней имеет безоговорочное право расторгнуть договор купли-продажи. Такая норма, отметил г-н Шелищ, вводится в связи с тем, что люди нередко покупают что-то «по телевизору» сгоряча, не подумав. А «остывают» уже после того, как отдают за ненужный товар немалые деньги.
Другая правовая норма, которую предлагают законодатели, касается ответственности при продаже импортной продукции. Как рассказал депутат, в поправках будет четко прописано, что если в товаре иностранного производства обнаружен брак, а представителя изготовителя на территории России нет, то ответственность за брак несет компания-импортер.
В России каждое пятое лекарство – имитация