Posted 17 ноября 2004, 21:00
Published 17 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:35
Updated 8 марта, 09:35
Самую исчерпывающую оценку этому политику дал его учитель – Марселлу Ребелу де Соуза, преподававший право на факультете, где в далекие 70-е учился и бузил будущий первый министр Европы. По словам лиссабонского профессора, «излюбленная тактика Баррозу – это убедить окружающих, что возложенная на него задача ему не по силам. Он, таким образом, страхуется от провала, а потом, когда понемногу начинает справляться с задачей, выглядит просто блестящим управленцем…».
Это мнение было составлено в бурные годы, когда Португалия переживала «революцию гвоздик», которая смела остатки салазаровской диктатуры, а местные политики чаще выясняли отношения на улице, чем в парламенте. Баррозу подтвердил эту оценку: он прошел путь от маоиста, который экспроприировал мебель в кабинете своего декана и считал ренегатами коммунистов, до консерватора, которого политическому прагматизму учили в Институте международных отношений в Джорджтауне (США). Он блистательно нашел выход из тупика гражданской войны в Анголе и убрал ультралевых с национальной политической сцены. А к 40 годам приобрел репутацию гроссмейстера компромиссов.
Похоже, сегодня эту оценку предстоит разделить депутатам из 25 стран ЕС, собравшимся в Страсбурге, чтобы со второй попытки утвердить Еврокомиссию, первый состав которой они провалили месяц назад. Трудно представить, что помешает утверждению – парламентские слушания трех персон, заменивших одиозные кандидатуры из первого состава, прошли без сучка без задоринки.
Цена вопроса, который сегодня решают парламентарии, невероятно высока. Кризис власти в ЕС вполне сопоставим по своим последствиям с кризисом из-за переоценки евро, от которого лихорадит европейскую экономику и финансовые круги. Возлагать всю ответственность за него лишь на нынешнего председателя Еврокомиссии было бы несправедливо. Вспомним, что вместилось в этот, еще не закончившийся, год. Расширение Евросоюза с 15 до 25 членов. Острейший конфликт между старожилами и новобранцами ЕС по поводу американской войны в Ираке, выявивший новый раскол в Европе. Мучительное принятие евроконституции, которая расширяет полномочия наднациональных органов власти. Наконец, затяжные дебаты о перспективах приема в ЕС мусульманской Турции, вслед за которыми уже намечается ажиотаж по поводу евроинтеграции Украины…
Можно ли было обойтись без кризиса в верхних эшелонах власти в столь напряженный период? Новый председатель Еврокомиссии еще до вступления в должность понял, что единственный выход в этой ситуации – попытаться управлять запланированным кризисом.
Что Баррозу и делал. Понимая, что конфликта между старыми и новыми членами ЕС не избежать, он намеренно ущемил права Франции и ФРГ – их представители получили малопрестижные портфели комиссаров (министров). Зато, например, три комиссара из стран Балтии, совокупное население и ВВП которых несопоставимы с голландским, взяли под свой контроль бюджет, налоги, финансовое планирование, административное управление. Конечно, это вызвало кризис, но число союзников Баррозу среди представителей новой Европы резко возросло.
То же и с Европарламентом. Уступив депутатам и отозвав первый состав своего правительства, Баррозу сменил в нем трех членов, из которых одного лишь переместил. Парламент в итоге упивается своей победой, а председатель Еврокомиссии, по сути, добился своего.
«Он изучает аргументы противников, чтобы лучше рассчитать компромисс, – говорит о нем все тот же университетский учитель. – Он не либерал, не проатлантист и не социал-демократ. Он становится тем или иным в зависимости от конъюнктуры». Эту характеристику стоит взять на заметку российским политикам накануне саммита Россия–ЕС 25 ноября в Гааге.
Премьера европремьера