Posted 15 ноября 2004, 21:00
Published 15 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Глава ФАС Игорь Артемьев не скупился на жесткие оценки. По его словам, несколько крупных нефтяных компаний диктуют правила торговли всему рынку. Антимонопольная служба с этим, как он уверял, борется, но закон явно не на ее стороне. Даже если уличить компанию в манипулировании ценами, то ее ждет штраф в 15 тыс. долларов. «В результате сговора нефтяники получают десятки миллионов долларов прибыли. Что им наши мизерные штрафы?» – разводил руками г-н Артемьев.
При этом в монополизации рынка, как можно было понять, отчасти виновата и власть. Так, по словам Игоря Артемьева, слияние «Газпрома» и «Роснефти» явно не способствует развитию конкуренции, что, в свою очередь, негативно влияет на экономический рост в стране. Впрочем, чиновник пообещал в ближайшее время исправить положение дел в подконтрольной ему сфере.
В начале января будущего года ФАС внесет в Госдуму новый законопроект «О конкуренции», предусматривающий более суровые наказания для нарушителей. Речь идет о том, чтобы ввести штрафы в размере 2% от годового оборота компании за злоупотребление доминирующим положением на рынке и в размере 4% – за картельный сговор. Однако, по словам г-на Артемьева, жесткие штрафы – необходимое, но недостаточное условие для демонополизации рынка. Больше всего проблем возникает с доказательством факта сговора, который нефтяники по понятным причинам не афишируют.
Между тем сходные проблемы, как оказалось, приходится решать и в США. Томас Лири, комиссионер американской Федеральной торговой комиссии (ФТК), признался, что это ведомство неоднократно пыталось найти доказательную базу сговора нефтетрейдеров при росте цен на бензин в каком-нибудь штате. Сделать это не удалось. Сложность, по его словам, еще и в том, что в Америке в разных штатах существуют законодательные ограничения на использование определенных марок бензина. И стоит «лопнуть трубе» в одном месте или случиться аварии на местном нефтеперерабатывающем заводе, как топливо приходится завозить из других штатов. Следом, естественно, повышается и цена бензина.
Позицию коллег поддержал и Фредерик Женни, председатель комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входят 30 развитых стран, главным образом европейских. По его словам, в том, что при растущих мировых ценах на нефть повышается розничная цена бензина, нет ничего удивительного. К тому же этот сегмент рынка для анализа антимонопольных органов очень сложен – он хоть и прозрачен, но доминируют на нем всего несколько игроков. «Они могут и не садиться за стол переговоров, а автоматом повысить цены», – резюмировал г-н Женни.
Из сказанного выводы для всех нас следуют неутешительные: если на нефтяников нельзя найти управу нигде, то цены на бензин в России по-прежнему будут расти.
Власть решила приструнить крупные компании, по вине которых дорожают бензин и услуги ЖКХ