Posted 15 ноября 2004, 21:00
Published 15 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Президент Института исследований в американском городе Мистике Роберт Баллард прославился тем, что в 1985 году, исследуя глубины Атлантики, нашел легендарный «Титаник». С тех пор ученый питает к затонувшему лайнеру почти отеческие чувства и будоражит общественность, требуя, чтобы международное сообщество приняло совместный документ, утверждающий за «Титаником» статус подлежащего охране исторического объекта. Пока от него еще хоть что-то осталось. Роберта Балларда легко понять – «Титаник» медленно, но верно разворовывается.
На последние заявления ученого толкнула очередная экспедиция к остаткам «Титаника», которую он организовал в июне 2004 года. Увидев цифровые снимки, сделанные с борта глубоководного аппарата, Баллард обомлел: во многих местах обвалилась палуба, заметные детали корабля просто-напросто пропали. В неизвестном направлении испарились, в частности, судовой колокол и мачтовый маяк.
Догадаться, кто разворовывает «Титаник», не составило большого труда. Для того чтобы просто опуститься к знаменитому судну, необходимы «спецсредства» – так называемые глубоководные обитаемые аппараты. Всего в мире четыре таких аппарата: один у французов, один у японцев. Самые совершенные глубоководные обитаемые аппараты «МИР-1» и «МИР-2» находятся в России и установлены на судне обеспечения «Академик Мстислав Келдыш». К тому же только россияне и французы устраивают экскурсии на морское дно к «Титанику».
Тур длится в среднем около двух недель. Специальная физическая подготовка и здоровье не требуются – самому старому из спускавшихся на «МИРах» глубоководных туристов было 78 лет. Каждое погружение в среднем занимает 10 часов: 2,5– туда, столько же обратно и 5 часов – на дне. В аппарате один пилот и два пассажира. Стоит это удовольствие 35 тыс. долларов.
Именно туристов доктор Баллард считает основными расхитителями фрагментов «Титаника». По его словам, они не только забирают на сувениры различные части судна, но и наносят ему большой вред, требуя от пилотов глубоководных аппаратов «приземления» прямо на борт. От этого и так изрядно проржавевший корабль рушится буквально на глазах. А в 2001 году одна американская пара и вовсе сыграла на «Титанике» свадьбу. Прогремевший по всему миру высокобюджетный фильм «Титаник» с Леонардо ди Каприо в главной роли, по мнению Балларда, также сыграл свою роль. После выхода ленты на экраны сувениры с «Титаника» стали для многих настоящим фетишем.
Однако российские ученые подозрения доктора Балларда категорически опровергают. «Мы совершаем научные и туристические погружения к «Титанику»,– рассказал «НИ» пилот обитаемого аппарата «МИР» Евгений Черняев. – Увидеть собственными глазами затонувший корабль может каждый, потому что затонул «Титаник» в нейтральных водах, следовательно, ничего противозаконного в наших действиях нет. Но брать на память сувениры с «Титаника» – об этом не может быть и речи. Это французы воруют, а на нас сваливают».
Самое интересное, что без помощи пилотов ни один турист со дна океана ничего поднять не сможет. На четырехкилометровой глубине что-то зацепить можно только с помощью особой электрической руки, управлять которой может только профессионал. Поэтому найти исчезновению предметов объяснение, отличающееся от версии американского ученого, практически невозможно.
Есть в этом деле и коммерческий аспект. С 1987 года правами на все имущество «Титаника» владеет американская компания R.M.S. Titanic Inc. Несмотря на то, что по международным законам корабль, затонувший в нейтральных водах, принадлежит тому, кто его обнаружил, федеральный суд США в 1987 году признал R.M.S. Titanic Inc полноправным владельцем остатков корабля. С того времени американцы подняли на поверхность более 6 тыс. различных предметов, которые впоследствии по бешеным ценам распродавались на многочисленных аукционах. Никто, кроме них, не вправе брать что-либо с «Титаника».
«Титаник» – это мощный бренд, который приносит сегодня по 8,5 миллиона долларов ежегодно, – рассказал «НИ» руководитель ассоциации «Подводные исследования» Олег Бажок. – Это доходы от выставок вещей, поднятых со дна, фотографий корпуса и кают, аукционов, где продаются «сувениры из прошлого». Личные вещи, фрагменты интерьеров и даже обломки корпуса суперлайнера уже который год выставляются на «Сотби» и «Кристи» и прочих торгах для богатых любителей экзотики».
Впрочем, говорить, что Роберт Баллард лоббирует коммерческие интересы, также нельзя. Что делать с останками «Титаника» – вопрос, до сих пор нерешенный. Одни считают, что необходимо продолжать исследование лайнера, другие настаивают на освящении остатков корабля, ставших могилой для более полутора тысячи человек. Третьи говорят, что из затонувшего лайнера надо сделать подводный музей. К числу последних относится и первооткрыватель корабля, который мечтает о том, чтобы установить на «Титанике» специальные цифровые камеры и вести прямую трансляцию с борта судна через Интернет на весь мир. На этой неделе Баллард постарается убедить американский конгресс одобрить постановление госдепартамента о защите остатков «Титаника». В будущем он намерен предложить властям России и Франции подписать соответствующее соглашение.
Кстати, в России у него есть единомышленники. «Я согласен с Робертом Баллардом, – сказал «НИ» вице-президент подводного клуба МГУ Михаил Сафонов. – «Титанику» нужно придать статус музея. Многие затонувшие корабли, к которым ныряют дайверы, уже получили такой статус, и теперь за их состоянием следят специальные полицейские. Например, суда в Красном море. Там я сам видел, как полиция задержала одного из ныряльщиков за то, что он поднял со дна фрагмент корабля».
Впрочем, похоже в России о подобной охране подводных памятников остается только мечтать. Балтийское море уже давно стало меккой для «подводных черных археологов», которые каждое лето рыскают по дну в поисках затонувших кораблей. Обнаруженные внутри драгоценности, вина, оружие и просто «сувениры» позже попадают на «черный рынок». Российские правоохранительные органы практически не имеют рычагов воздействия на расхитителей подводной старины.
КТО ИЩЕТ МОРСКИЕ СОКРОВИЩА
По данным ЮНЕСКО, на дне Мирового океана покоится около трех миллионов судов, на которых хранится восьмая часть мировой добычи золота и серебра за последние 500 лет. Поиском затонувших морских сокровищ в настоящее время занимаются не только романтики-одиночки, но и около двадцати крупных и несколько сот мелких фирм по всему миру, не считая правительственных организаций, стремящихся обогатить науку и казну поднятой со дна добычей.
Например, несколько лет назад американская фирма Sub Sea Research обнаружила близ Флориды очередное средневековое судно с 1200 слитками золота.
В 1999 году шведская фирма Класа Бергваля обнаружила в четырех милях от финского города Раумо затонувшее судно – шведский галеас «Йончопинг», пущенный на дно немцами в 1916 году. 82 года на глубине 62 метров покоилась уникальная коллекция вин русского императора Николая II – 51 тысяча бутылок, самыми редкими из которых специалисты называют коньяки. «Винный клад» оценивается минимум в 250 миллионов долларов. А недавно та же фирма нашла корабль «Фру Мария», на котором в 1771 году в Россию везли коллекцию картин голландских художников, купленную для Эрмитажа Екатериной II. Полотна были запаяны в оловянные тубусы и залиты воском, поэтому за более чем двухсотлетнее пребывание под водой не пострадали. Стоимость коллекции – несколько десятков миллионов долларов.
Семь лет назад немецкая фирма Sea Explorer AG подняла небольшое судно, затонувшее около тысячи лет назад в Южно-Китайском море. Среди найденного находились зубы тигров, бивни мамонтов из Сибири, жемчуг из Персии, что дало ученым возможность узнать немало интересного о торговых путях в азиатском регионе. Часть спасенного фирма продала музеям, а на вырученные деньги снарядила новую экспедицию. Так, в 2003 году фирма подняла с немецкого судна, затонувшего в Северном море в 1883 год, около 3 тыс. изделий майсонского фарфора.
ПОЧЕМУ ИМЕННО «ТИТАНИК»
«Титаник» был крупнейшим океанским лайнером своего времени. Его создание пришлось на эпоху великого переселения народов из Старого Света в Новый. С 1910 по 1914 год Европу покинули 12 миллионов человек. Нужны были новые суда, которые могли бы перевозить мигрантов огромными порциями. Именно таким оказался «Титаник». Чего стоил один только основной винт пятиметровой высоты! «Титаник» был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.
Создателями «Титаник» был объявлен непотопляемым. Его спустили на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы «Харланд энд Вульф» 31 мая 1911 года. Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания «Титаника» были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. 10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк. В ночь с 14 на 15 апреля «непотопляемый» корабль-дворец столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. При катастрофе погибли 1523 человека. 705 пассажирам удалось спастись. 12 шлюпок с ними были подобраны судном «Карпатия». «Титаник» затонул в Атлантическом океане на глубине 3- 800 метров в 900 километрах от канадского острова Ньюфаундленд.
Согласно накладным, на «Титанике» перевозилась коллекция драгоценностей на сумму около 300 миллионов долларов. Кроме того, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы, которую английский археолог лорд Кантервиль вез в США. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности.
В настоящее время огромную ценность представляют самые обычные вещи, поднятые с «Титаника». Пару лет назад на одном из аукционов открытка, написанная на «Титанике», была продана за 17097 долларов.
МНЕНИЕ ТУРАГЕНТА
Любой туризм в большей или меньшей степени – это варварство, – объяснили «НИ» в одном из крупных московских турагентств. – В мире нет ни одной достопримечательности, которую бы любознательные граждане не пытались разорить и разобрать на сувениры. Уже не первый год власти Китая хотят закрыть для посещения Великую китайскую стену. Памятник, простоявший почти две тысячи лет, не выдержал напора современной цивилизации и начал стремительно разрушаться. Фортификационное сооружение страдает от туристов, желающих во что бы то ни стало оставить свой автограф на древней кладке и увести домой хоть маленький кирпичик. Уже давно напоминает огромную свалку популярное туристическое место – гора Эльбрус. За долгое время люди умудрились оставить на ее склонах такое количество хлама, что, по самым скромным подсчетам, его вес потянет на 100 тысяч тонн. Что уж говорить о легендарном «Титанике».