Posted 14 ноября 2004, 21:00
Published 14 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Главная мысль материалов, подготовленных к съезду, состоит в том, что предпринимательское сообщество «считает необходимым усилить работу по повышению деловой репутации бизнеса и тесно связанной с ней социальной ответственности». Модная нынче тема социального партнерства также не могла не попасть в повестку дня. Союз, в частности, предлагает содействовать «эффективному исполнению функций работодателей на уровне предприятий, отраслей и регионов».
Дальше откровений и идей, поражающих конкретикой, еще больше: «Необходимо развивать практику корпоративной социальной ответственности, создания и поддержания рабочих мест и безопасной рабочей среды, здоровья и развития персонала, экологической безопасности, содействия развитию местного сообщества».
Не обошел вниманием РСПП и широко обсуждаемые отношения государства с гражданским обществом. По мнению Союза, таким «полноценным каналом связи» может стать Общественная палата. «Ее вклад, как независимого и представительного органа гражданского самоуправления, в экспертные исследования и постоянный мониторинг законодательства, в том числе экономического и социального, будет весьма значим», – смело констатирует бизнес. И при этом ни слова о том, кто и как будет представлять в палате его собственные интересы.
Лишь по двум проблемным вопросам РСПП позволил себе немного критики. Впрочем, вполне дежурной и безопасной – куда острее и бескомпромисснее обсуждаются эти темы в Белом доме. Речь идет о ходе пенсионной и судебной реформ. В частности, бизнесмены высказывают опасения в том, что пенсионная реформа, от успешной реализации которой зависит решение многих социальных вопросов, идет с большими перебоями. Чтобы развеять общественные тревоги, профсоюз олигархов предлагает «экспертное участие бизнеса в этом процессе». А вот чтобы довести до ума судебную систему, на взгляд предпринимателей, необходимо развивать институт третейских судов, а также создать в рамках РСПП трудовой арбитраж. В этом бизнес видит путь к улаживанию споров, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами.
Ожидается, что одной из главных тем предстоящего съезда станет так называемый «земельный вопрос». Речь идет о выкупе земли, на которой стоят предприятия. Эксперты полагают, что лозунг «Земля – заводам!», если и прозвучит на съезде, то очень осторожно и глухо. По крайней мере стилистика и тональность подготовленных материалов говорят о том, что никаких дискуссий с властью не будет. Хотя в неофициальных беседах предприниматели сетуют на то, что поправки к Земельному кодексу, разработанные в Минэкономразвития, «разоряют бизнес», в Колонном зале, скорее всего, такие резкости не прозвучат.
Вчера предприниматели гадали, приедет ли на съезд Владимир Путин. Никто, в том числе и в руководстве РСПП, с уверенностью говорить об этом не мог.
В ЧЕМ СОСТОИТ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
К очередному съезду РСПП Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить представления россиян о социально ответственном бизнесе. Опрос показал, что бизнес считается социально ответственным в случаях, если он:
– выполняет обязательства перед работниками и государством (34% опрошенных);
– производит качественную продукцию (27%);
– выполняет деловые обязательства перед клиентами и партнерами (25%),
– создает новые рабочие места (23%);
– финансирует социальные программы для сотрудников (20%).
Заметно реже встречается мнение, что предприниматели обязаны учитывать интересы местного населения (12%) и участвовать в местных социальных программах (11%). В наименьшей степени важны для социальной ответственности непричастность к коррупции (8%), точное соблюдение законов (7%), благотворительность (7%) и сотрудничество с профсоюзами (4%).