Около ста судов, больше половины которых танкеры с мазутом и сырой нефтью, заперты в Цимлянском водохранилище из-за аварии на Константиновском гидроузле. Как уже сообщали «НИ», в ночь на 1 ноября сухогруз «Морская баронесса» водоизмещением 5 тыс. т, принадлежащий иностранной компании, врезался в нижние ворота шлюза Константиновского гидроузла. Столкновение оказалось такой силы, что одну из 50-тонных створок вырвало полностью, другую серьезно повредило. Движение судов по Дону парализовано.
По самым приблизительным подсчетам специалистов Азово-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, ремонт шлюза может продлиться, как минимум, до 20 ноября. Но уже 23 ноября заканчивается навигация. Однако благодаря необычно теплой осени этого года (стрелка термометра в Ростове еще ни разу не опускалась ниже нулевой отметки), навигация в Волгодонском канале на среднем и нижнем Дону может быть продлена. Об этом заявил председатель совета по транспортной безопасности при администрации Ростовской области Федор Швалев. По его словам, это беспрецедентная мера. «Но и подобных аварий на реках России последние 20 лет не было», – сказал он.
Пока каждый день простоя судов наносит огромный ущерб судовладельцам. Точную сумму Федор Швалев назвать затруднился, лишь заметил, что речь может идти о миллионах долларов. Владельцы компании, которой принадлежат танкеры с нефтью, запертые на Дону, говорят о том, что убытки их пароходства по самым скромным подсчетам составят как минимум 8 млн. долларов. В то же время, по их словам, компания, которой принадлежит «Морская баронесса», протаранившая створки шлюза Константиновского гидроузла, «настолько мала, что вряд ли сможет удовлетворить все иски, которые могут быть ей предъявлены».
Если вмешается погода и навигацию продлить не удастся, разместить на зимний отстой все суда, скопившиеся на Дону из-за аварии, нереально, для этого здесь просто нет соответствующих условий. Если же у пароходств не будет возможности вернуть суда в места их постоянной дислокации, то, по словам специалистов, это может негативно сказаться не только на финансовых показателях российских судоходных компаний по итогам 2004 года, но и даст долгосрочный отрицательный эффект для внутреннего водного транспорта России в предстоящую навигацию 2005 года. Впрочем, авария на Константиновском гидроузле может положительно отразиться на российском рынке нефтепродуктов. Часть зависшей в танкерах нефти могут выбросить на внутренний рынок, что должно привести к снижению цен на топливо.
Вячеслав Ярошенко, Ростов-на-Дону