Posted 9 ноября 2004, 21:00
Published 9 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 02:19
Updated 8 марта, 02:19
Я жду от театра, чтобы он меня как можно больше обманывал в хорошем смысле этого слова. Чтобы я предвкушал одно, а получал другое. Но на самом деле я получаю ровно то, что мне известно заранее. Это удручает. И хорошо бы, чтоб это ушло. Это все равно как с рок-н-роллом. Уже 50 лет танцуют один и тот же танец, и нет никаких движений. А хочется, чтобы возникло какое-то новое явление, как это было в конце XIX – начале XX века, когда произошла глобальная театральная революция. Когда появился Станиславский, вслед за ним Мейерхольд.
Современный театр смотреть скучно и неинтересно, в основном я хожу туда только по приглашению друзей. Может, в этом есть и моя вина, но я думаю, что в этом сильно виноват и театр.
Я только что вернулся из Швеции с премьеры оперы «Жизнь с идиотом». Это была наша совместная работа с Альфредом Шнитке, он написал музыку, а я либретто по своему рассказу. Премьера этой оперы состоялась в Амстердаме в 1992 году. А сейчас это уже восьмая постановка в мире. Здесь царит скандинавский дух в полном смысле этого слова. Потому что здесь представлены герои из разных скандинавских стран. Главный герой – из Швеции, героиня – из Копенгагена, столицы Дании, другой герой, идиот Вова из Норвегии, и есть один из Исландии. Замечательный набор.
Очень хороший дирижер, китаец Джин Ванг, сейчас он работает в Берлине. Джин Ванг рассказал мне о том, что они хотят показать этот спектакль в Копенгагене, и в Риге, и в Талине. То есть он попадет на территорию бывшего Советского Союза.
Что примечательно, так это то, что спектакль не имеет никаких политических аллюзий. Здесь рассказывается история шведской семьи среднего класса, в которой появляется идиот со своим иррациональным мышлением. При этом происходят такие вещи, которые заставляют хохотать и застывать от ужаса.
Опера имела очень большой успех. В канун 70-десятилетия Шнитке хочется порадоваться, что в мире продолжают исполнять и ставить его замечательные произведения.