Posted 9 ноября 2004, 21:00

Published 9 ноября 2004, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Родственники прогнали президента

9 ноября 2004, 21:00
Вчера события в Карачаево-Черкесии развивались настолько стремительно, что силовые структуры республики просто не успевали реагировать. Фактически на несколько часов власть в Черкесске перешла к родственникам погибших недавно молодых людей и близким пропавших без вести жителей КЧР. Люди, захватившие кабинет сбежавшего

Накануне были обнаружены сожженные тела семи акционеров АО «Кавказцемент». Митинг родственников погибших людей должен был начаться на площади у Дома правительства в Черкесске в десять утра. Но уже за несколько часов до этого к административному зданию стали подъезжать грузовики с сотрудниками милиции и ОМОНа. Как рассказывают очевидцы, дополнительные силы были привезены из Северной Осетии и Ставропольского края.

Митинг начался довольно спокойно, но казалось, что все чего-то ждут. Ведь на площадь вышли не только родственники погибших бизнесменов, но и близкие тех жителей Карачаево-Черкесии, которые числятся пропавшими без вести. Как говорят сами люди, за последние годы в республике бесследно исчезли около 500 человек, из них 70 – только за этот год. Сигналом к активным действиям – а к полудню на площади собралось около пяти тысяч человек – стало неожиданное отключение электричества. Ораторы начали кричать без микрофонов в сторону Дома правительства, просить чиновников выйти и поговорить с народом. Однако ответа не было.

И тогда толпа рванула в сторону центрального входа в здание. Один из милиционеров, майор, успел крикнуть, чтобы не пытались пройти внутрь: мол, там наготове ОМОН. Но людей его слова только раззадорили.

Люди начали ломать окна и двери. По стеклам били кулаками, ногами, сумками, булыжниками. Отламывали плиты, которыми облицованы стены Дома правительства. Потом в ход пошли железные турникеты. Ими, словно тараном, начали высаживать двери. Как только митингующие прорвались внутрь, в здании кто-то пустил газ. Что именно произошло, до сих пор непонятно. Кто-то утверждает, что таким образом пытались погасить страсти, другие говорят, что просто один из милиционеров выстрелил из газового пистолета.

Наружу начали вытаскивать раненых. Серьезно пострадал один из омоновцев, которого в бессознательном состоянии отнесли в машину «скорой помощи». Травмы были как с одной, так и с другой стороны. В это время в здании толпа крушила все подряд. Люди стремились к кабинету президента республики Мустафы Батдыева. Ведь, напомним, именно его зять, правда, теперь уже с приставкой «экс», Али Каитов, арестован по подозрению в организации расправы над семью конкурентами.

Однако Батдыева в здании уже не было. Когда митингующие пошли на штурм, он сбежал из Дома правительства. Многие видели, как его лимузин на бешеной скорости выехал из боковых ворот здания. По слухам, он спешно отправился в Ростов-на-Дону. Когда люди не обнаружили одного своего президента на месте, они начали звонить другому – Владимиру Путину. Родственники погибших выхватывали друг у друга трубки многочисленных «вертушек», установленных в кабинете главы республики, чтобы рассказать Москве о своих бедах. Им удалось дозвониться до администрации президента России, где их внимательно выслушали, сообщили, что Владимир Путин в курсе происходящего в КЧР, и посоветовали успокоиться.

Тем не менее кабинет Батдыева был разгромлен. Из окна выкинули почти все его личные вещи. Улетел на асфальт даже дорогущий компьютер президента. Единственное, что никто не тронул, – это висевший на стене портрет Владимира Путина. Тем, кто пытался вывести людей из здания, отвечали, что они останутся там, пока Мустафа Батдыев не уйдет или не будет отправлен в отставку.

Это повторили и заместителю генпрокурора России по Южному федеральному округу Николаю Шепелю, который намеревался утихомирить народ. Однако ему пришлось выслушать рассказы чуть ли не всех родственников погибших и пропавших без вести. Шепель ответил, что действия его собеседников также противозаконны, и попросил очистить помещение. Завязалась оживленная дискуссия. «Мы не верим ни вам, ни тем, кто за вами стоит», – кричали люди.

На момент подписания номера «захватчики» не соглашались покинуть кабинет президента. По зданию ходили следователи, которые описывали нанесенный ущерб и составляли протоколы. Как заявил один из помощников полпреда президента РФ в ЮФО Дмитрия Козака, уже возбуждено уголовное дело по факту массовых беспорядков и захвата Дома правительства. Также в Черкесске ждали начала внеочередного заседания республиканского парламента, который должен обсудить ситуацию в регионе.




В Карачаево-Черкесии обнаружены тела семи акционеров АО «Кавказцемент»

Подпишитесь