Его очень трудно застать дома (живет он, кстати, на улице имени Ивана Пырьева) – творческие поездки, съемки в кино, работа в театре – он практически не отдыхает. Половину нынешней осени провел на Дальнем Востоке, где принимал участие во Втором открытом российском кинофоруме «Амурская область». Именно там отмечалось 45-летие фильма «Баллада о солдате» Григория Чухрая, в котором Геннадий Гаврилович сыграл небольшую роль. «Баллада» не была главным фильмом Юхтина. Но поклонники фильма, конечно, помнят его героя – простого солдата, тоскующего по жене и дому. В кино ему всегда доставались простые герои – рабочие, защитники Родины. Режиссер Иосиф Хейфец однажды одной фразой объяснил ему, почему так происходит: «Ты, Гена, свой парень, понимаешь, человек из трамвая!».
Начав сниматься полвека назад, Геннадий Юхтин никогда не покидал кино и не прекращал играть на сцене, однако страна про него периодически забывала. Ельцин дал актеру звание народного артиста – поздравили коллеги по театру, Юхтин выпустил собственную книжку «Вокруг да около кино» – и вновь поздравили только коллеги по театру. Но два года назад про Юхтина заговорили все – даже президент поздравил его телеграммой с 70-летием. В связи со своим юбилеем в родном театре у актера прошел творческий вечер. Парадокс, но назывался он так: «Жизнь моя – кинематограф».
По паспорту он не Геннадий, а Гений – именно так назвали родители. Когда Геннадию было немногим больше десяти, он стал сиротой – мама погибла на фронте, а отец умер от ран. Мальчик попал в специальный детский дом для детей погибших офицеров армии и флота. Детский дом был основан в 1944 году на базе военного госпиталя, располагавшегося в замечательной усадьбе «Спасское» на высоком берегу Москвы-реки. От усадьбы в сторону реки вела когда-то великолепная лестница с балясинами голубоватого цвета. Дети называли ее «голубая лестница»... В конце прошлого века в Москве была издана книга воспоминаний, авторами которой и стали бывшие воспитанники детского дома №1, книгу они так и назвали – «Голубая лестница».
По окончании школы он поступил во ВГИК. С первого раза. Ему очень повезло с педагогами: Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков – легендарная мхатовская пара, выпустившая в свет и Вячеслава Тихонова, и Нонну Мордюкову, и Екатерину Савинову, и Любовь Соколову... Вместе с Юхтиным на одном курсе учились Руфина Нифонтова, Изольда Извицкая, Татьяна Конюхова, Надя Румянцева, Майя Булгакова…
По окончании ВГИКа ему вновь повезло – в стране наконец начали снимать отечественные фильмы, появлялись новые студии, требовались новые актеры. Молодой Гена Юхтин появился на экране в «Деле Румянцева» в роли бывшего детдомовца, шофера Евдокимова, взявшего на воспитание мальчишку. После того как он снялся в картинах «Чужая родня», «Дело Румянцева», «Весна на Заречной улице», его приняли в государственный Театр киноактера. Тогда в театре работали звезды тех лет: Ладынина, Смирнова, Крючков, Алейников, Андреев, Бернес...
Он никогда не жалуется на жизнь, на судьбу, говорит, что много раз мог погибнуть – и во время войны, и после нее, но ведь жив! Нет детей своих, зато в кино он становился отцом много раз. Любимая жена всегда рядом. Не хватает денег, трудно жить – он гастролирует по стране, но не жалуется. Недавно вместе с Натальей Крачковской показал провинциальным зрителям комедию «Аферисты» (режиссер Николай Бендера). Снимается в сериалах (к сегодняшнему дню он снялся больше чем в ста пятидесяти картинах). Говорит, сегодня киноартистам не до выбора: или ты снимаешься в многосерийных картинах, рекламе, или оказываешься на обочине кинопроизводства. Однако его работы в сериале не оставляют зрителя равнодушным. Взять хотя бы трогательного слугу Степана из «Петербургских тайн». «Сейчас тематика сериалов меняется: появляются патриотические темы. Например, сериал «Баязет». Или сериал по роману Пикуля «Богатство», где я играю старого солдата – защитника Отечества. Для меня все роли одинаково трудные, если всего себя отдаешь без остатка. Я всегда стараюсь даже из маленьких по объему ролей создать своеобразные новеллы. Чем меньше роль, тем больше ответственность. В большой роли, если в одном месте что-то не получится, в другом дотянешь. А маленькую провалишь – и ничем уже не помочь. В «Балладе» всего-то и требовалось – на танковой переправе передать Алеше Скворцову письмо на улицу Чехова для жены. Все! Как это сыграть, чтобы потом зритель помнил о письме, которое главный герой должен передать женщине на улице Чехова? Как?» – он спрашивает меня так, как будто я знаю ответ на этот вопрос.
А в этом «Как?» – он весь. Именно этот вопрос не позволил ему полвека назад слиться с актерами второго плана. Не позволяет сливаться и сейчас. «На переднем плане тогда творили Рыбников, Баталов, Ивашов… А он словно удостоверял жизненность их действий, жизненность самого сюжета, – говорят про него коллеги. – Юхтин – это не актер и не звезда. Это свой парень из трамвая».