Posted 8 ноября 2004, 21:00
Published 8 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:38
Updated 8 марта, 09:38
– Сергей Николаевич, критика инициатив Кремля в Европе – это следствие той самой политики двойных стандартов в отношении России, о которой говорит президент?
– Дело в том, что в Страсбурге была не только критика, но и просто желание разобраться, что же у нас происходит. Потому что о преобразованиях в России они судят пока только по прессе, по дискуссии в газетах о том, как будут реализованы президентские инициативы. Поэтому критика, я бы даже сказал, общая обеспокоенность, шла именно отсюда. Совет Европы беспокоит, будет ли мера по новому порядку замещения должности руководителя субъекта Федерации временной и будут ли приняты какие-то решения, связанные с назначением глав органов местного самоуправления.
– И каков ответ?
– Мы подтвердили в Страсбурге, что никаких правовых путей для продления властной вертикали на местный уровень у нас нет. Более того, закон о местном самоуправлении мы сделали самостоятельным документом. В нем все прописано, и отклонения от него не предвидятся. Что же касается отмены избрания губернатора населением региона, то мы увязываем временность этой нормы с полноценным партийным строительством. Когда за губернатором нет лидирующей в регионе партии, и он выступает как представляющее самого себя лицо, то это не всегда дает положительный результат. Поэтому сегодня, мы считаем, он должен быть делегирован президентом РФ. Когда будет полноценное региональное и федеральное партийное строительство, когда мы полностью перейдем к партийным спискам в региональных выборах, то, конечно, лидер победившей партии должен замещать должность руководителя субъекта Федерации.
– А сколько времени вы отпускаете на процесс партстроительства в России?
– Из Кремля партию не построишь, поэтому на создание правовой базы для этого процесса могут уйти ближайшие год-два. Если учесть, что выборы в Госдуму в 2007 году пройдут по партийным спискам, то вполне возможно, что с 2008 года выборы в региональные парламенты пройдут по той же схеме. Это создаст возможность более четкого формирования партий и позволит им завоевывать свои позиции в конкурентной борьбе.
– Но разве Кремль не принимает участия в партийном строительстве?
– Я этой проблемой не занимаюсь. Искусственно партию все равно не построишь. А если Кремль и принимает какое-то участие в партстроительстве, то только тем, что инициирует законопроекты, которые бы позволяли двигаться в обозначенном мною направлении. В моем докладе в Совете Европы реформа власти была четко привязана к подлинному партийному строительству, и я выступал с позиции социально-экономической и политической стабильности в России. Если вспомнить историю, то в Европе тоже сначала возникали коммуны, которые делегировали наверх часть своих полномочий, и они имели возможность напрямую влиять на появление органов власти. У нас же все наоборот: до 90-го года было централизованное, хотя и федеративное государство. Поэтому и у власти, и у населения выработалась другая психология. Из-за этого не всегда мы с европейцами понимаем друг друга.
– В Европе наибольшую критику вызвало право президента распускать местные парламенты.
– Для европейцев существенна не сама проблема роспуска законодательных собраний российских регионов, а то, что эта мера предусмотрена как реакция на несогласие с кандидатурой губернатора. Жестко за эту норму мы не цепляемся. Но если между центром и регионом возник реальный конфликт, который может стать затяжным, то важно понять, какие могут быть механизмы его завершения. Нами предложен крайний вариант. Если будут найдены какие-то другие варианты и другие способы, то воспользуемся ими. Все находится в руках законодателей, и именно им важно понять, что произойдет в случае конфликта.