Федор Конюхов

9 ноября 2004, 00:00
Федора Конюхова представлять не надо: путешественник, прошедший сложнейшие морские, сухопутные и горные маршруты, известен сегодня всему миру. Со дня на день Конюхов отправится на гигантской яхте «Торговая сеть «Алые паруса» в новую уникальную кругосветку. Перед путешествием он дал интервью «Экстриму».

– Федор, в чем сложность нового рекордного путешествия?

– Моя задача – обойти вокруг света нон-стоп в одиночку на самой большой яхте, построенной для управления одним человеком. 25- метровая макси-яхта «Торговая сеть «Алые паруса» уникальна. Обычно для управления лодкой такого размера необходим экипаж в 10 человек. Хотя у нее есть централизованный кок-пит, куда приходит весь бегучий такелаж (веревки), что несколько облегчает задачу, мне все равно одному придется работать с квадратным километром парусов, тридцатипятиметровой мачтой, тремя километрами веревок, шеститонным водным балластом и сложнейшим навигационным оборудованием. Готовить паруса к простейшему повороту в таких условиях приходится около сорока минут. Все осложняется тем, что идти придется долго и без заходов в порты.

– Вам ведь уже приходилось ходить на этой яхте. Как прошел предыдущий переход?

– Весной этого года несложный, казалось бы, переход через Атлантику прошел весьма экстремально. Я перегонял яхту из Англии в американский порт Нью-Порт, где ее должны были немного подремонтировать и оснастить дополнительным оборудованием. По дороге установил рекорд в скорости прохождения маршрута Ля Гомера – Барбадос. На яхте вместе со мной находилась Ирина (жена Конюхова. – Прим. ред). Неожиданно, когда мы уже находились на траверзе американского штата Южная Каролина и цель путешествия была близка, с берегов Канады пришел восьмибалльный шторм.

– И как выдержала суперяхта столкновение со стихией?

– Трудно выдержать такой напор, особенно парусному судну. Обычная круизная яхта не продержалась бы в таких условиях и трех дней, а «Торговая сеть «Алые паруса» сопротивлялась шторму достойно. Были, правда, поломки. У яхты измочалило грот (главный парус. – Прим. ред.), сорвало стаксель (передний парус.– Прим. ред.), она осталась без самых нужных в таких условиях парусов. В корпус начала поступать вода. Аварийные помпы не справлялись, и мы с Ириной губками собирали воду в ведра. За день заполняли по 20–25 ведер. Когда обнаружил место течи, мурашки пошли по коже: трещина образовалась возле крепления киля к корпусу. Через нее в яхту поступало за день около трехсот литров воды. Если бы пятитонный киль отвалился, лодка бы моментально перевернулась. Я сразу же приготовился к худшему: вытащил на палубу спасательный плот, буи и GPS – навигатор, предупредил службу мониторинга. Но все обошлось.

– Как переносила экстремальную ситуацию супруга?

– Достойно. Говорила, что рада разделить со мной все трудности. Я, конечно, немного пожалел, что ее взял, взвалил опасность на близкого человека.

– Пытались ремонтировать яхту?

– Естественно, я делал все, чтобы сохранить плавучесть. Изготовил переходник от душевой помпы до трещины и откачивал воду. С помощью ручной дрели и 40 болтов починил рулевую тягу.

– Добрались до Нью-Порта?

– После таких повреждений яхта не смогла идти против встречного штормового ветра и пятиметровой волны. Так что маршрут пришлось изменить и направиться в сторону Англии, на судоверфь Пенденнис.

– Долго восстанавливались?

– Три месяца. Яхту не просто восстанавливали, но и дорабатывали, устраняли слабые места, обнаруженные во время последнего похода. Особое внимание уделяли килю. Как мне сказали, скорее яхта разломится пополам, чем с ним возникнут проблемы. Кроме того, англичане заменили деревянные перегородки на алюминиевые, демонтировали все лишние украшения и крупногабаритные предметы интерьера, напичкали яхту новейшими системами связи и навигации, заменили обычные паруса на кевларовые. Теперь корпус разделен на четыре автономные части: если один отсек будет затоплен, благодаря другим яхта останется на плаву.

– Предстоящее путешествие намного рискованнее предыдущего. Как оцениваете свои шансы на успех?

– О том, как поведет себя яхта в ревущих сороковых, можно только догадываться. Но в нее вложили душу десятки людей. Если океан позволит, мы красиво проведем это проект.

– Помогают ли современные системы навигации в море и насколько они необходимы? Не пробовали ли вы ходить, используя приборы времен Колумба?

– Задача для таких больших яхт – ходить быстро и в то же время безопасно. Не совсем логично идти вокруг света на макси-яхте и пользоваться астролябией. Яхта «Торговая сеть «Алые паруса» оборудована самым современным оборудованием, которое было доступно на 2004 год. Для меня самый важный прибор на борту – автопилот. Когда речь идет о месяцах одиночного плавания, необходим надежный автопилот. У меня две независимые системы управления яхтой – электрическая и гидравлическая.

– Говорят, что длительное одиночество неблагоприятно влияет на психику человека. Одиночное заключение считается одним из самых страшных наказаний. А как вы переносите длительную разлуку с людьми?

– Я никогда не бываю одинок в океане. Обойдя три раза вокруг света на яхте, я ни разу не заскучал. В яхтенном спорте есть две категории людей – одиночки и экипажники. Они редко когда меняются местами.

– Что для вас яхта? Родное существо, временный дом, помещение для работы?

– Яхта – это и дом, и друг, и партнер. Когда тяжело в шторме, я говорю с ней, и она как будто понимает меня. Иногда, когда выбираешь яхту, встаешь на палубу и чувствуешь, что она тебя отторгает или, наоборот, удерживает.

– Будут ли во время путешествия свободные минуты и чем вы их планируете занимать?

– В океане свободного времени практически не остается, дни летят быстрее, чем в Москве. Надо постоянно осматривать все механизмы, узлы, паруса и выявлять потенциальные проблемы на начальной стадии, пока они не превратились в катастрофу. Когда есть свободное время, рисую, читаю и слушаю диски Владимира Высоцкого. Сейчас я беру с собой четыре холста и хочу написать картину к каждому океану: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Одну картину посвящу Мысу Горн, который, надеюсь, буду проходить днем. Кроме того, я работаю по трем научным программам. Я официальный посол ЮНЕП по программе «Сохраним океан от пластика». Записываю координаты скоплений пластиковых отходов. Иногда встречается целый шлейф – это впереди идущее судно сбросило мусор в океан. Изучаю в Тихом океане гигантских 30-метровых спрутов, обитающих на глубине в несколько километров. Иногда мертвые тела этих гигантов выбрасывает у берегов Чили. Китобоям попадаются киты-кашалоты со следами присосок диаметром до 1 метра – последствия погружений на глубину в 1000 метров. Также принимаю участие в разработке программы дистанционного обучения в экстремальных условиях. С помощью спутниковых технологий моряки, рыбаки, полярники, находящиеся вдали от учебных центров, могут изучать любой предмет и сдавать экзамены. Я периодически тестирую различные способы передачи информации, находясь в экспедициях в Арктике, в Океане, в пустыне.

– Вам неоднократно приходилось бывать в экстремальных ситуациях, когда вопрос жизни и смерти зависел от воли случая. На что вы рассчитываете, когда в одиночку уходите в море? На собственные возможности или помощь высших сил?

– Я рассчитываю на себя и надеюсь на помощь Господа Бога. Кто-то верит в удачу, кто-то в деньги, кто в политические партии – я верю в Бога. Потому что там, где я нахожусь, все остальное не имеет значения.

– Почему вы так уважительно произносите слово «океан», да и пишете его с большой буквы?

– Я знал многих, кто неуважительно относился к Океану. Сейчас их с нами нет. Когда ты столько времени проводишь в Океане, начинаешь от него зависеть. Всегда думаешь, какую погоду он пошлет завтра, на ночью просишь его отвести с курса полузатопленные контейнеры в Атлантике или куски льда в Южном океане.

– Обычно моряки суеверны. Относится ли это к вам?

– В некоторой степени. Я никогда не стартую в понедельник и всегда освящаю яхту перед плаванием.

– Вам удалось совершить множество путешествий. Какое из них стало для вас главным?

– Каждая экспедиция уникальна по-своему, но некоторые повлияли на меня больше всего. Одиночный поход на лыжах к Северному полюсу, во время которого я понял, что состоялся как полярный путешественник. Восхождение на Эверест, начало моей программы «Семь Вершин мира». Одиночное кругосветное плавание нон-стоп в 1990 году, когда я понял, что способен водить яхты вокруг света. Переход через Атлантику на веслах, научивший меня еще лучше понимать Океан.

– Что вам ближе – океан, земля, горы?

– Стихия вся красива. Все, что создано природой, живет в гармонии друг с другом, и единственным нарушителем этой гармонии является человек. Сама жизнедеятельность современного человека уничтожает природу, и это очень странно. Такое ощущение, что в определенный момент человечество пошло по неправильному пути развития, которое ведет к уничтожению собственной среды обитания.

– Вам приходилось путешествовать на автомобилях, лыжах, собаках, верблюдах, кораблях. Какое транспортное средство понравилось больше всего?

– Я один раз участвовал в автопробеге Владивосток – Москва, в других случаях всегда использую экологически чистый транспорт. И дело не только в экологии, просто ты получаешь эстетическое удовольствие, когда смотришь, как яхта идет заданным тобой курсом, движимая только ветром, собаки тянут упряжку, и ты слышишь их дыхание, верблюд идет по степи, не ломая ни одной ветки, весельная лодка плавно поднимется и спускается с волны. В такой ситуации находишься в полной гармонии с природой.

– Что вы испытываете, когда находитесь дома? Насколько сильна тяга к экстриму? Нет желания все бросить и уйти в плавание на год-другой?

– На самом деле, если я нахожусь в городе, это означает только одно: идет подготовка к новой экспедиции.

– Тягу к экстриму некоторые считают своеобразным наркотиком. А вы как считаете?

– У меня эта тяга появилась в шестилетнем возрасте. Это образ жизни, а не модное увлечение последних лет. Для меня всегда интересен путь к вершине, а не фотография на вершине.

Генеральный спонсор экспедиций Федора Конюхова на макси-яхте – Торговая сеть «Алые паруса», тел. 105-2790



ДОСЬЕ

Федор КОНЮХОВ родился 12 декабря 1951 года. Окончил Одесское мореходное училище и Ленинградское арктическое училище. Участник 45 уникальных экспедиций и восхождений. Посетил более 100 стран мира. Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан. Награжден орденом Дружбы народов. Лауреат премии «GLOBAL 500», учрежденной UNEP. Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру».

Занесен во всемирную энциклопедию «Хроника человечества». Член Союза художников и Союза журналистов РФ. Автор восьми книг. Заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях в Современном гуманитарном университете (Москва). Почетный житель городов Находка (Приморский край, Россия), Терни (Италия) и села Бергин (Калмыкия, Россия).

Единственный в мире покоритель пяти полюсов планеты:

Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане (1987);
Северный географический полюс (1988, 1989, 1990);
Эверест (полюс высоты) (1992);
Южный географический полюс (1996);
Мыс Горн (полюс яхтсменов) (1991 и 1999).

Основные экспедиции:

1990 – 1991 гг. – первое в истории России одиночное кругосветное плавание нон-стоп на 36-футовой яхте «Караана-36» по маршруту Сидней – Экватор – Сидней (Австралия) за 224 дня;
1992 – 1994 гг. – кругосветная экспедиция на
56-футовом кетче «Формоза-56» с заходами на все континенты по маршруту следования. Длительность кругосветного плавания – 508 дней;
1998 – 1999 гг. – третье кругосветное плавание в рамках американской одиночной кругосветной гонки Around Alone.

Три похода на Северный полюс:

1988 г. – трансарктический лыжный переход СССР – Северный полюс – Канада в составе международной группы;
1989 г. – участие в первой российской автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу;
1990 г. – первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу.
1989 г. – первый совместный советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка – Москва – Ленинград;
1995 – 1996 гг. – первый в истории России одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды – массив Винсон (5140 м);
2000 г. – пересек Аляску за 14 дней, участвуя в гонке на собачьих упряжках Iditarod 2000;
2000 г. – первое в истории России участие в одиночной кругосветной парусной гонке Vendee Globe на 60-футовой яхте «Современный гуманитарный университет»;
2002 г. – одиночное пересечение Атлантического океана на 7-метровой гребной лодке «Уралаз» по маршруту Канарские острова – Барбадос. Установил абсолютный мировой рекорд для одиночного пересечения океана на веслах без поддержки – 46 дней и 4 часа;
2003 г. – рекордное пересечение Атлантического океана (с экипажем) по маршруту Канарские острова – Барбадос на 30-метровом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые паруса» – 9 дней;
2004 г. – рекордное одиночное пересечение Атлантического океана по маршруту Канарские острова – Барбадос на 25-метровой макси-яхте «Торговая сеть «Алые паруса». Установил мировой рекорд пересечения океана для макси-яхт под управлением одного человека – 14 дней 7 часов.

Первый россиянин, которому удалось выполнить альпинистскую программу «Семь вершин мира»:

1992 г. (февраль) – Эльбрус (Европа) – одиночное;
1992 г. (май) – Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург);
1996 г. (январь) – массив Винсон (Антарктида) – одиночное;
1996 г. (март) – Аконкагуа (Южная Америка) – одиночное;
1997 г. (февраль) – Килиманджаро (Африка) – одиночное;
1997 г. (апрель) – пик Косцюшко (Австралия) – одиночное;
1997 г. (май) – пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва).

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест).

Женат, жена Ирина, сын Оскар, дочь Татьяна, внук Филипп и внучка Полина.

#Общество #Новости
Подпишитесь