Заместитель руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг Лариса Коржнева рассказала вчера журналистам о проблемах развития рынка бытовых услуг в Москве. Начала она с того, что обвинила прессу в безразличии к этой теме. В подтверждение своих слов чиновница привела результаты опроса, проведенного Институтом социологических технологий. «45% опрошенных москвичей узнают о работе предприятий бытового обслуживания от знакомых и только 9% – из городских СМИ и 2% – из окружных и районных газет», – посетовала она.
А между тем, по словам г-жи Коржневой, в столице насчитывается 6 тыс. предприятий этой отрасли, на которых работает 70 тыс. человек. Медленное развитие сектора она объяснила тем, что вложенные в него средства возвращаются через 6–7 лет, тогда как в сфере торговли, например, через 1–2 года. Те же услуги, которые уже оказываются, «ориентированы на население с высоким достатком». «Предприятия тоже можно понять: аренда помещения, земли, коммунальные расходы. Но главная причина в отсутствии конкуренции, которая порождала бы борьбу между ними и влияла на ценообразование», – считает замглавы департамента.
Между тем спрос на услуги превышает их предложение, констатировала городская чиновница. Речь идет, по ее мнению, прежде всего о ремонте одежды, обуви, химчистке, стирке. Судя по тому, сколько внимания г-жа Коржнева уделила прачечным, для Москвы это сейчас главная проблема. «В Москве более 140 прачечных, оборудование на которых морально устарело. В результате замены рядом предприятий машин на 1 килограмм белья уходит 4–5 литров воды, тогда как раньше уходило 50. Представляете, что будет, если все прачечные обновят свою технику!» – мечтала она.
В то время как журналисты пытались напрячь воображение, г-жа Коржнева продолжала: «Программа молодой семьи, которую мы уже приняли, не может существовать без прачечной самообслуживания. Это очень важно для супружеской жизни. Надо поставить перед правительством такую задачу, чтобы проектировщики зданий заранее отводили места для прачечных».
Журналистов же больше интересовало содержание законопроекта, который специалисты отрасли представят московскому правительству меньше чем через месяц. Г-жа Коржнева рассказала, что он создаст условия для привлечения капитала в сферу потребительского рынка. Она отметила, что принятие документа позволит установить льготное кредитование для людей, решивших заняться бытовым бизнесом, увеличит для них срок возврата заемных денег. Однако о конкретных механизмах достижения этих целей чиновница рассказывать не стала, отметив, что законопроект находится на стадии разработки. Так что, за счет чего город решит проблему прачечных, осталось не вполне ясным.