Posted 2 ноября 2004, 21:00
Published 2 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:39
Updated 8 марта, 09:39
После трудного рабочего дня хочется почитать детектив, выпить пива или пойти на антрепризный спектакль, зная, что здесь тебя не заставят ломать голову над неразрешимыми жизненными вопросами, а покажут что-нибудь простое, незатейливое. Хотя антреприза антрепризе рознь, еще неизвестно, на что нарвешься. Для столичных подмостков не редкость халтурные, откровенно пошлые или просто непрофессионально сделанные постановки. Леонид Трушкин – один из немногих режиссеров, которому удается ставить откровенно коммерческие и в то же время качественные спектакли. К ним можно отнести постановку пьесы Марка Камолетти «Все как у людей…».
Трушкин тщательно подбирает ингредиенты, гарантирующие кассовый успех: хорошо сделанную пьесу и актеров-звезд. Новая премьера не исключение. Из-под пера Марка Камолетти вылетела целая стая комедий, собирающих полные залы в антрепризах и провинциальных театрах мира: «Бестолочь», «Боинг – Боинг», «Семейный ужин». Каждая из них – импровизация на тему избитых анекдотов: муж привел любовницу домой, а тут неожиданно вернулась жена, или, наоборот, муж вернулся из командировки и застал любовника у жены, иногда в пьесах пересекаются обе истории. Завязка комедии «Все как у людей…» похожа на завязки других пьес плодовитого автора. Собираясь отпраздновать день рождения любовницы – модели Сюзанны, – Бернард отправляет жену Жаклин на выходные к маме. Кроме Сюзанны он приглашает своего друга Роберта. Узнав об этом, Жаклин решает остаться (Роберт давно уже стал ее любовником). К этой взрывоопасной смеси интриг автор добавляет еще один прием, типичный для комедии положений. Бернар нанял на выходные повариху, ее (как и его любовницу) зовут Сюзанна. Недоразумения растут как снежный ком, каждый из героев врет и выдумывает что-то свое, и к концу спектакля уже невозможно понять, как героям удастся выпутаться из этого нагромождения лжи.
Второй необходимый для коммерческого успеха ингредиент – команда актеров-звезд. Трушкин подобрал ее довольно тщательно. Бернара играет Геннадий Хазанов, без участия которого редко обходятся спектакли Трушкина. Жаклин сыграла Галина Петрова, повариху Сюзанну – Инга Оболдина, одна из самых ярких и талантливых актрис нового поколения. На роль Сюзанны-любовницы Трушкин пригласил выпускницу РАТИ Екатерину Власову, длинноногую красотку с внешностью модели.
Зрителям остается только расслабиться и получить удовольствие, наблюдая, как стерва Жаклин истошно орет, приказывая и мужу, и любовнику: «Сидеть!» Как Бернар-Хазанов, запутывая бдительную супругу, начинает лихорадочно перебирать пальто и таскать пакеты, придумывая, как правдоподобнее объяснить, что происходит. Или как он ночью, надев коротенький халат, пытается незаметно пробраться в комнату любовницы и ползет по полу на четвереньках, высоко поднимая зад. Сюзанна то демонстрирует длинные ноги и голую спину, то выходит в кружевном нижнем белье, поверх которого накинут пеньюар. На все происходящее с изумлением со сцены глядит плюшевая корова и прочий мелкий рогатый скот. Супруги Бернар и Жаклин приспособили для загородного дома помещение скотного двора и в память об этом украсили гостиную мягкой мебелью с мордами животных. Символом происходящего становятся большие рога, висящие над входом в дом.
Трудно найти человека, который не любил бы анекдотов. Неудивительно, что публика все время смеется от души. Однако, смеясь вместе с ними, иногда невольно вспоминаешь замечательный «Вишневый сад», поставленный Трушкиным в начале 90-х, и думаешь: может, пора режиссеру сделать перерыв в бесконечном потоке пошловатого смеха и для разнообразия рассказать что-нибудь серьезное? Анекдоты со временем становятся все менее остроумными, старые шутки приедаются, и тогда ищешь в театральной стряпне соль жизни, а не яркие бумажные конфетти, которыми теперь многие московские театры пытаются подменить в репертуаре классику.
Полный «Аншлаг»