Posted 1 ноября 2004, 21:00
Published 1 ноября 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:39
Updated 8 марта, 09:39
Выход 300-страничного сборника вызвал жаркие споры. Кое-кто полагает, что говорить здесь не о чем. Так, имам-хатыб столичной Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов заявил «Новым Известиям»: «Я не понимаю, о какой острой ситуации вы меня спрашиваете. Весь этот шум – не что иное, как рекламная акция издательства. Сборник не выдерживает никакой критики». Другие духовные лидеры утверждают: жесткая критика этой книги внутри мусульманской общины России отражает не столько истинные столпы ислама, сколько то огромное влияние, которое советское прошлое продолжает оказывать на верующих. На заре гласности с телеэкранов раздавался глас народа: «Секса у нас нет». Сегодня нам пытаются доказать, что секс вообще-то есть и очень даже много где, но сознания верующего проклятущий «основной инстинкт» никоим образом якобы не затрагивает.
По данным сайта Islam.ru, в книжных лавках трех из четырех действующих московских мечетей отказываются продавать эту книгу. В четвертой она продается, но слово «секс» на обложке заклеено темным скотчем. Спор о книжке дошел до того, что руководство Совета муфтиев России, по нашей информации, рассматривает вопрос о запрещении ее продажи при мечетях. Но даже если этот шаг будет предпринят, запретный плод вкусовых качеств не утратит – скорее наоборот. Представители одного из книжных интернет-магазинов утверждают, что те, кто заказывает книгу, опасаются воспроизводить ее название, говорят, что покупают ее не для себя, а в подарок немусульманам. Однако, так или иначе, оборот продаж стремительно растет.
Можно подумать, речь о чем-то вроде «Сатанинских сур» Салмана Рушди, не к ночи будет помянут. Одна газета поспешила назвать «Любовь и секс...» «сенсационным произведением». Другая оповестила публику, что книга является «исламским ответом Камасутре». Все это, мягко говоря, лишь отчасти соответствует истине: в книге – да, впервые, но всего-навсего собраны под одной обложкой хорошо известные специалистам богословские труды и фетвы (заключения высших религиозных авторитетов). Никакой клубничкой не пахнет. Нервных просим удалиться.
О содержании и цели сборника с исчерпывающей полнотой говорит издательская аннотация: «На Западе и в России многие склонны полагать, что любовь и секс, весь широкий спектр отношений между мужчиной и женщиной, подавлены в исламе жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманин – пресловутый «восточный мужчина» – воспринимается как идеальный тип «всегда готового» сексуального партнера. «Любовь и секс в исламе» приоткрывает завесу деликатной темы, в которой соседствуют явления, кажущиеся порой несовместимыми».
Думается, осторожность муфтиев и имамов с вынесением обвинительного или оправдательного вердикта сборнику связана вовсе не с крамольным американским словцом, вынесенным на обложку, а с тем, что книжка издана по-русски и доступна самому широкому кругу читателей. В этом смысле секса у нас и в самом деле нет. У нас это зовется по-другому. Но беда в том, что русское слово, которым это зовется, неудобопроизносимо. Не случайно популярная телепрограмма называлась «Про это» – все понимали, про что «про это».
В едва ли не самой порочной и столь же ханжеской стране любое заикание на данную тему было страшнее атомной войны. Теперь, казалось бы, мы живем в другой стране. А поговорить «про это» без ужимок и прыжков не получается. Про то, как вообще с этим обстоит у меня, у тебя, у нее, у нас и у них. И если в «великом и могучем» закрепилось ублюдочное словосочетание «лицо кавказской национальности», не в последнюю очередь это связано с упомянутым мифом о пресловутом «всегда готовом» джигите.
Боясь упрека в скрытой рекламе «изюминки», предложу читателю вопрос на засыпку. Если ислам и в самом деле так угрюм во всем – откуда взялась великая восточная поэзия? Та самая, которая в интервалах между совершением намаза век за веком пела сладким голосом: «Пропащий тот, кто не любил и не был любим» – откуда она, сладкоголосая, взялась? Живший столетие спустя после Пророка Мухаммада арабский поэт Джамиль ибн Муйяммар воскликнул: «Умерший от любви тоже шахид». Не правда ли, это будет посильнее «Девушки и смерти» Горького, не говоря уж о «Фаусте» Гете? Да и самому Пророку ничто человеческое не было чуждо: своему ученику Усману ибн Мазуну он запретил практиковать воздержание с целью целиком посвятить себя служению Аллаху.
Положа руку на сердце в стране, где власть призывает монахов помочь исправить демографическую ситуацию, сборник, о котором идет речь, обречен и на успех, и на скандал. Человеку – все равно какого он вероисповедания – предложено перестать, наконец, быть рабом хотя бы в вопросах, касающихся лишь двоих да еще Всевышнего...
Право, зависел бы от «НИ» вердикт рекомендовать к чтению или запретить наделавший столько шуму сборник, сказали бы: «Воля ваша. Хотите – читайте, хотите – нет». И прибавили бы цитату из Корана: «А теперь прикасайтесь к ним (любимым. – «НИ») и ищите того, что предписал вам Аллах».
КОММЕНТАРИИ
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России, постоянный член Хартумской международной исламской конференции, представитель Всемирной ассамблеи «Люди дома Пророка» в России:
– Никаких казуистских и аналитических препятствий в исламском пространстве для обсуждения сексуальной темы нет. Более того, в шиитском масхабе существует очень много работ, посвященных любви и сексу, браку и этике супружества, даже конкретно гигиене половой жизни. А вот в суннитском пространстве до последнего времени эта тема трактовалась мало, если не сказать не трактовалась никак. Особенно в России, где существует наследие сталинистской «морали семьи и брака». Я приветствую появление этой книги, хотя и не безупречной по ряду позиций, поскольку ее выход – как взлом толстой корки льда. Сексуальное воспитание исламской молодежи – священный императив, соответствующий шариату, заповеданный Пророком, да будет мир над ним. Что же касается запретов на эту книгу – насколько я знаю, все они являются частной инициативой администраторов старого пошиба, которые берут на себя смелость, исходя из собственных «совковых» представлений, о том, что позволительно, а что нет, вмешиваться в вопросы, которые выше их разумения. Не думаю, что в конечном счете представители исламской религиозной общественности в России поставят себя перед мусульманами мира в смешное положение. За инициативой издания этой книги стоят люди, известные своим высоким благочестием и авторитетом. Когда в каких-то наших мечетях трусливые мелкие служки препятствуют распространению подобных книг, это выглядит жалко и нелепо.
КОРАН «ПРО ЭТО»
Любовь и секс в исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, но и как реализация Воли Аллаха. Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе. Ислам однозначно осуждает все виды «нетрадиционной ориентации», исходя из необходимости защиты интересов семьи. Ислам изначально широко распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Не случайно действие всех знаменитых арабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы – главного объекта паломничества мусульман, священного центра земли, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы. В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. В отличие от постов в других религиях, соблюдение Рамадана предусматривает полное воздержание от сексуальных отношений, так же как от пищи и питья, лишь в светлое время суток.
По материалам статьи Ильшата Насырова (www.islam.ru)