Прогноз г-на Шафраника подтверждает и статистика. По распространенным вчера данным Минэкономразвития, за январь–сентябрь цены на бензин выросли на 27,3%, в то время как за аналогичный период прошлого года – на 14,3%. Иными словами, горючка дорожает в два раза быстрее.
«В этом году мы наблюдаем беспрецедентный рост, который может сравниться с кризисной ситуацией 1998-го. По итогам этого года мы можем достигнуть абсолютных максимумов», – сказал «Новым Известиям» директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов. По мнению ряда экспертов, годовое удорожание перевалит за 30%. Это означает, что рост цен на бензин превысит инфляцию в три раза.
Причины долгие годы не меняются. «Возросший монополизм и запоздалое проведение реформ в нефтегазовом секторе», – озвучил их вчера Юрий Шафраник. К этому можно смело приплюсовать и высокие цены на нефть. «Удорожание экспортных контрактов приводит к тому, что нефтяные компании ориентируются на внешнеэкономическую деятельность», – пояснил «НИ» Сергей Цукасов. По его словам, внутренняя цена на нефть и нефтепродукты ниже, чем внешняя, поэтому компании стараются больше нефти направлять на экспорт.
Не смогли помочь автовладельцам и экспортные пошлины, которые правительство повышало дважды (1 августа – до 70 долл. за тонну и 1 октября – до 87,9 долл.) в надежде переключить нефтяников на внутренний рынок. По мнению г-на Цукасова, это повышение оказалось недостаточным, чтобы остановить рост цен на горючее.
Впрочем, по мнению специалистов, сколько бы правительство ни поднимало вывозные пошлины, бензин все равно не подешевеет, а, наоборот, продолжит стремительно дорожать. Эксперт «Финмаркета» Андрей Кинякин полагает, что обновление экспортных пошлин ляжет на плечи потребителя. «Если вывоз нефти будет стоить дорого, то компании отыграются на внутреннем рынке путем повышения отпускных цен, и тогда бензин неминуемо подорожает еще», – считает он.
Аналитики опасаются, что правительство может усугубить ситуацию, если одобрит законопроект о конкуренции, подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). По идее он призван бороться с монополизмом путем наложения дополнительных налогов на компании-олигополии. Однако, по мнению Андрея Кинякина, эффект может быть противоположным ожидаемому – так же, как в случае с повышенными пошлинами. «Чтобы сохранить свою прибыль на прежнем уровне после введения режима усиленного налогообложения, нефтяные компании повысят цены внутри страны», – резюмировал эксперт.