Posted 25 октября 2004, 20:00
Published 25 октября 2004, 20:00
Modified 8 марта, 02:19
Updated 8 марта, 02:19
Дорога к мировым брендам
Поначалу российские тюнинговики занимались в основном доводкой отечественных автомобилей, но потом начали активно работать и с иномарками. Однако окончательно отечественный рынок услуг по доработке серийных автомобилей на заказ сформировался лишь 3–4 года назад, когда в России появились компании, работающие со всемирно известными тюнинговыми ателье – AMG, Brabus, Abt Sportsline, Hamann, Carlsson. И сегодня автомобили с фирменными шильдиками законодателей мировой тюнинг-моды появляются на наших дорогах все чаще.
В современном тюнинге два основных направления – внутренний и внешний. Если первый направлен на улучшение технических характеристик автомобиля, то второй касается внешнего вида и зачастую считается инженерами чистой показухой, китчем и обыкновенным желанием выделиться из толпы. Специалисты утверждают: сколько национальностей, столько и взглядов на то, каким должен быть автомобиль, а соответственно и на тюнинг. Отечественная «настройка» имеет свое лицо, причем весьма отличное от западного.
Что русскому и американцу в радость, то немцу и японцу в тягость
Бесспорный центр европейского тюнинга – Германия. Здесь настройка автомобиля под себя – обычное дело. Немецкие тюнинговые ателье предлагают варианты усовершенствования последних моделей Mercedes и BMW, едва новинки появляются в продаже. Все очень просто: доработчики тесно сотрудничают с производителями и совершенствовать новые авто начинают задолго до релиза. В отношении «секретов фирмы» тюнинговики ведут себя по-разному. AMG, например, не скрывает, насколько изменился диаметр цилиндра и ход поршня, а от Brabus такой информации не дождешься: об их таинствах знают только посвященные. Среднестатистический немец обычно заказывает прибавку мощности на 30%, более жесткую подвеску и улучшает тормоза. «Заряженные» версии немецких фирм выглядят, по нашим меркам, скромно и особым экстерьером не выделяются, но именно такие авто ценят сдержанные и консервативные немцы. Хотя молодое поколение Германии не прочь похвастать мощным звуком и показушным экстерьером. В целом же тенденция такова: чем моложе клиент, тем глубже тюнинг. Старшее поколение бюргеров предпочитает вкладывать деньги в добротные серийные автомобили.
Французы, в отличие от немцев, больше уделяют внимание экстерьеру – возможно, потому, что у них нет такой свободы передвижения без ограничения скорости, которую дают автобаны. Вволю насладиться улучшенными техническими характеристиками машины во Франции особо негде, поэтому остается эстетствовать и наслаждаться внешними красотами тюнингованного автомобиля. С успехом упражняются в стиле и итальянцы – из небольших, но знаменитых на весь мир ателье Pininfarina, Bertone, ItalDesign выходят настоящие шедевры по части дизайна. Еще в одной автомобильной державе – Японии – тюнинговые ателье чаще всего получают заказы на турбирование двигателя. Озабоченные экологией японцы, как правило, не увеличивают объем двигателя, а нужных мощностей достигают при помощи турбонаддува. К тому же дополнительные кубы в Стране восходящего солнца существенно увеличивают налог на транспорт. Абсолютно помешаны на внешнем тюнинге американцы, а вот мотор и подвеску они совершенствуют редко. Заметный внешний вид, спортивные глушители и мощнейшие аудиосистемы – вот лицо американского авто после доработки. По оценкам большинства специалистов, в тюнинге российские клиенты очень похожи на янки.
Особенности национального тюнинга
Сегодняшних клиентов российских тюнинговых ателье можно разделить на две группы. Одна, пока, к сожалению, большая – это обладатели дорогих машин и больших средств для глубокого тюнинга, которые, увы, не могут похвастаться хорошим вкусом и чувством стиля. А потому тюнинг для них делается по принципу «чтоб не хуже, чем у соседа». У таких клиентов наблюдается выраженная склонность к яркой, зачастую китчевой внешности авто. Другая, меньшая, категория автовладельцев ближе к западноевропейцам – это люди, умеющие считать деньги и оценить вложения и отдачу от них.
«В большинстве фирм, предлагающих услуги тюнинга, стараются максимально приблизиться к желаниям клиента», – рассказывает руководитель отдела тюнинга компании «Панавто» Игорь Рождественский. – У тех же немцев такого потакания всем прихотям клиента нет. К примеру, у AMG существует список тюнинговых услуг, и отступления от него вряд ли возможны».
Наши же не только отступают, но порой даже не спорят с заказчиком. В том же «Панавто» одному клиенту разработали и вмонтировали специальный телескопический кронштейн для того, чтобы он мог, сидя на заднем сиденье, смотреть крошечный телевизор – дорогой сердцу подарок друга. Хотя можно было просто установить современный, плоский монитор.
Клиентов, для которых главное – потратить деньги, у российских тюнинговых ателье хватает. Их не смущает, что цена тюнинга зачастую приближается к стоимости самого автомобиля. Цены их вообще не очень интересуют. Гораздо важнее для них, чтобы изменения были хорошо заметны и издалека видны. Бывают, прямо скажем, очень странные заказы. Так, в компанию «Автоганза», занимающейся тюнингом автомобилей Volkswagen, однажды обратился человек, который попросил заменить серый салон автомобиля на черный. Вопрос, почему он не купил автомобиль с черным салоном сразу, а предпочел отдать за это 10–15 тыс. долларов, риторический. У богатых свои причуды … Хотя, если речь идет об откровенном китче, тюнинговые компании отказываются от заказа. Чтобы потом не было мучительно стыдно за свою же работу. Делать откровенную безвкусицу мастерам не позволяет их высокая квалификация: инженеры и мастера всех крупных компаний регулярно стажируются в Германии. «Грамотный тюнинг лишь подчеркивает формы автомобиля и усиливает глубину дизайна», – уверен руководитель отдела тюнинга компании «Автоспеццентр Ауди на Таганке» Андрей Богданов.
Чаще всего российские клиенты заказывают не очень большую по объему доводку, в основном касающуюся экстерьера и внешности авто: блестящие насадки на глушители, дополнительные противотуманные фары, обвес и переделку салона.
Что касается аэродинамических пакетов, то сегодня в России представлены обвесы в двух вариантах. «Первый – это оригинальные аэропакеты, как правило, зарубежного производства, обладающие хорошим качеством и подходящие без подгонки (если это AБС-пластик или полиуретан) или почти без подгонки (если это стекловолокно) к автомобилю, – рассказали в компании I-tuning. - Второй вариант – неоригинальные обвесы российского и прибалтийского производства». Все эти обвесы имеют в два раза дешевле импортных, но, как утверждают инженеры, не обладают такой точностью формовки, как оригинальные, что в итоге сказывается на внешнем виде автомобиля.
Лаборатория авто- и мототюнинга «КарТюнинг», работающая с отечественными автомобилями (в частности, с ВАЗами) предлагает услугу чиптюнинга блоков управления, которая позволяет качественно и оптимально настроить любые параметры конкретного автомобиля под конкретного водителя. Смысл доработки заключается в том, что инженерный блок монтируется на автомобиль и подключается к ноутбуку. Программист, сидящий рядом с пилотом, во время движения машины по трассе меняет калибровки электронного блока управления (ЭБУ) в режиме реального времени. И в итоге, полученная в результате контрольных заездов программа сохраняется в штатном контроллере автомобиля. Также востребованы работы по системе безопасности: установка поисковых систем, хитрые замки на капот, секретные кнопочки, без которых авто не заведется. А вот улучшение технических характеристик и ходовых свойств машины – задача для большинства заказчиков второстепенная.