Сергей Круглик

25 октября 2004, 00:00
О том, какие льготы сохранятся в системе ЖКХ, будет ли введена 100%-ная оплата коммунальных услуг, на кого жаловаться, если в квартире холодно? На эти и другие вопросы «Новых Известий» отвечает директор департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго Сергей КРУГЛИК.

– Миллионы россиян волнует сейчас такой вопрос: что будет со льготами по оплате коммунальных услуг. Сначала правительство заявляло, что их не будет вообще, потом прошла информация о каких-то счетах для льготников. Можете внести ясность?

– В 2005 году дотации по ЖКХ льготники будут получать в так называемом персональном виде. Поясню, что это означает. Мы провели эксперимент в 19 субъектах РФ. Людям там открывали специальные счета для зачисления дотаций, или использовали уже имеющиеся счета, или выдавали деньги на руки. Так вот, самым эффективным способом оказалась наличная выплата субсидий. Не скрою, для нас это было откровением, поскольку все думали, что человек, получив «живые» деньги, истратит их на другие цели. В худшем случае, как вы понимаете, просто пропьет. Оказалось, ничего подобного: из тех, кто получал наличные, не заплатили за жилищно-коммунальные услуги всего 0,2%. Вот почему этот опыт решено распространить на всю страну.

– То есть люди со следующего года будут получать деньги или на своем счету в банке, или наличными, а потом расплачиваться за услуги ЖКХ?

– Именно так. Причем с опережением – так, чтобы они смогли расплатиться за предоставленные услуги вовремя.

– А будет ли при этом вводиться 100-процентная оплата коммунальных услуг?

– Разговоры о 100-процентной оплате не совсем корректны. Предположим, мы установили в этом году пресловутые 100%, а в следующем неожиданно подскочили цены на горюче-смазочные материалы. И что, мы не должны больше производить перерасчет? Получится ведь, что оплата станет выше 100%... Правильнее было бы говорить о покрытии себестоимости услуг, к которому, кстати, нужно готовиться с 2006 года. На самом деле, мы уже и так затянули решение этого вопроса. В 1995–96 гг. я встречался с мэром одного эстонского городка, и он сказал мне: мы взяли и отрубили черной кошке хвост за один раз, а вы ей каждый год по позвонку режете. Знаете, как больно? На мой взгляд, мы в последние годы как раз и заняты тем, что постепенно отрубаем этот самый хвост…

– Сейчас много спорят о том, кто должен оплачивать капремонт жилых домов. Слышал, что решение уже принято, и это придется делать населению. Так ли это?

– Да, с января следующего года. Сейчас этого из-за волюнтаристского решения Думы прошлого созыва никто не делает. А так быть не должно. У любого дома есть свой срок службы, в нем постоянно что-то надо ремонтировать. И если за этот ремонт никто не платит, то дом будет постепенно рушиться.

– Кто и как будет рассчитывать эту плату?

– Это должна делать управляющая компания. Но в конечном итоге все решают жильцы. Скажем, срок службы дома составляет 75 лет. Но если усилить фундамент и провести другие необходимые работы, дом прекрасно простоит и прослужит еще 120 лет. Поэтому управляющая компания должна предложить жильцам разные варианты решения проблемы: можно срок службы дома удлинить, и тогда плата будет меньшей, а можно все оставить без изменений. Принятый срок жизни здания раскладывается на ежегодный платеж, и получается искомая сумма. А потом эти расчеты жильцы должны или одобрить, или отвергнуть на коллективном собрании.

– Будут ли в ходе реформы повышаться тарифы за услуги в ЖКХ и насколько?

– Ежегодно тарифы в ЖКХ должны индексироваться на уровень инфляции и при этом они должны соответствовать затратам на услуги. Следующий год в этом плане не исключение. Когда цены на основные виды топлива растут, мы не можем фиксировать их на одном уровне.

– А разве сейчас тарифы не доходят до 90% от их стоимости?

– Нет, это далеко не так. У нас сейчас диапазон цен на ту же килокалорию энергии от Москвы до Сахалина колеблется от 300 до 3 тыс. руб. И понятно, что те же сахалинцы не то что 90%, но и половину стоимости отопления не оплачивают. Тогда возникает вопрос: кто это делает за них? Выясняется, что никто. Если не решить проблему ценообразования в отрасли, то ЖКХ так и останется «черной дырой» нашей экономики. Сегодня мы видим, что вся Корякия замерзает, и никто ничего сделать не может. Весь Север, и особенно его отдаленные районы, сегодня оказались заложниками коммунальной инфраструктуры. Ее делали с размахом, не жалея средств: вместо того чтобы ставить в каждом доме печку и обеспечивать людей теплом, строили централи, которые отапливали 60% Севера. Я всегда шучу по этому поводу: в потеплении климата на планете виновато именно наше коммунальное хозяйство, которое многие годы растапливает льды. Если же говорить об этом всерьез, то, на мой взгляд, государство должно определиться в своих геополитических интересах: если Север стране нужен, то местным жителям необходимо выдавать крупные субсидии. Потому что с такой запущенной экономикой в регионе и при таких издержках на доставку топлива северяне никогда не смогут оплачивать реальную стоимость того же отопления. Если же нести эти расходы государство не в состоянии, пусть оно переселяет своих граждан «на материк». Третьего просто не дано.

– Раз уж заговорили об отоплении, задам вполне практический вопрос. Холода уже не за горами, а топят везде по-разному. Да и горячая вода в кранах далеко не всегда по-настоящему горячая. Как потребителю защищать свои права на тепло?

– Муниципалитеты и управляющие компании, работающие в сфере ЖКХ, могут теперь автоматически взыскивать штрафы с поставщиков услуг, если услуги не надлежащего качества. Например, если сказано, что температура горячей воды должна быть в пределах 45 – 36 градусов, а она на 5 градусов ниже, то сумма платежей автоматически уменьшается. А если она ниже 15 градусов, то вообще не может считаться горячей и соответственно за нее нельзя взимать плату.

#Экономика #Новости #ЖКХ
Подпишитесь