Балет в Голландии выглядит гадким утенком на фоне бурно развивающегося современного танца. Иностранцу, попавшему в Амстердам, гораздо проще очутиться на национальном чемпионате по брейк-дансу в театре Милки Вог, или на вечере импровизаций с участием танцующих утюгов и прочей чокнутой домашней утвари. В балетном же театре Амстердама чаще можно увидеть необычные видеобалеты Иржи Килиана, где танцовщики исполняют свои па в паре со своими видеоизображениями, чем классические «Лебединые озера» и «Жизели».
Наверное, поэтому своим Национальным балетом, открывшим вчера гастроли в Москве, Нидерланды гордятся не меньше, чем Япония – театром кабуки. Эта труппа, кстати, самая крупная в Европе – 80 штатных танцоров и более 125 сотрудников (Большой театр, где балет втрое
больше, не в счет). Причем она отличается от всех остальных подобных европейских коллективов интернациональностью. В ее спектаклях артисты Национального Английского балета, Балета Сан-Франциско,
Балета Нью-Йорка, а также Мариинского театра из России. В нынешних гастролях Россию в голландской труппе представляет выпускница Вагановской школы Лариса Лежнина. На фестивале Гран Па она исполнит одну из главных партий в балете «Адажио для клавесина» Ханса ван Манена и примет участие в финальной Гала-программе. «Лебединые озера» голландцы в Москве решили не показывать. Главным козырем программы они считают балет «Серая зона» Дэвида Доусона. В этой постановке хореограф под музыку Баха «исследует пространство между жизнью и смертью». Что же до «Лебединых озер», то они также будут представлены в программе фестиваля Гран Па, правда, «Озеро» привезут в Москву американцы. Причем роли белых лебедей в постановке исполнят темнокожие мужчины.