Posted 18 октября 2004, 20:00

Published 18 октября 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

«Если фенол и был, то давно улетучился...»

18 октября 2004, 20:00
Вчера было объявлено о создании специальной комиссии, которая должна детально разобраться в проблеме так называемых фенольных домов в столице. Основная задача чиновников – определить возможность дальнейшей эксплуатации этих домов и, если понадобится, оперативно решить вопрос переселения из них жителей.

Проблеме домов, построенных с использованием фенола, почти пятнадцать лет. Именно в 1989 году жителям Метрогородка в Восточном административном округе столицы стало известно, что ядовитое вещество фенол идет из стен каждой квартиры домов № 24/1, 24/2, 24/42 по Открытому шоссе и домов № 3/1, 3/2, 3/3 по улице Николая Химушина.

В 1991 году эти шесть домов в Метрогородке независимыми экспертами были признаны непригодными для проживания. К тому же заключению пришли многочисленные инспекции и проверки службы экологического контроля. Часть жителей расселили, но оставшиеся до сих пор испытывают на себе вредоносное действие ядовитого вещества. Кашель, различные осложнения после простуды, повышенное кровяное давление знакомы практически каждому здесь.

В некоторых квартирах допустимая концентрация фенола превышена во много раз. «Я родила ребенка в Питере, – рассказывает одна из жительниц зараженных домов. – Но через два месяца его все же пришлось перевезти в Москву. И чуть ли не сразу у сына начались рвота и проблемы с легкими. У ребенка моей приятельницы – хроническая астма. Как сказали нам специалисты, в больших количествах фенол очень вреден для здоровья. Он быстро всасывается в кожу, верхние дыхательные пути, а затем концентрируется в почках и легких. Обычно степень поражения зависит от продолжительности контакта с этими веществами и особенностями организма человека. Ребенок, надышавшись парами фенола, может получить общетоксическое или канцерогенное отравление. В лучшем случае у него появятся те же симптомы, что и у моего, в худшем – судороги, спазмы, начнется воспалительный процесс почек, пострадает центральная нервная система».

Летом в «ядовитых» домах окна ни у кого не закрываются – жара способствует более активному выделению фенола. Все квартиры «фенольщиков» заполнены цветами, а стены смазаны уплотнителем или обыкновенной смолой. Шесть лет назад, когда жители Метрогородка только создали инициативную группу, префектура выдала им специальные антифенольные экраны. Но долго они не прослужили – сгорели. В результате единственным спасением остались цветы, которые, впрочем, тоже здесь долго не живут.

Так называемые фенольные дома серии II-49-П, расположенные на Открытом шоссе и улице Николая Химушина, были построены в начале 70-х годов для работников столичного метрополитена. Городок строился в режиме аврала, и, по одной из версий, в качестве эксперимента фенолформальдегид добавляли в строительный бетон для ускорения процесса затвердевания. По другой – применялись просто некачественные материалы. Ну а по третьей, для утепления стен использовали более дешевый материал – обычную техническую вату, пропитанную фенолформальдегидной смолой. Со временем бетон стал трескаться, ядовитые испарения – выходить в квартиры, отчего у местных жителей с младых ногтей появилась масса заболеваний. Докторам уже полтора десятилетия известен синдром жителя фенольных домов. А судя по последним новостям медицины, формальдегиды вызывают рак.

С тех пор как была проведена первая из многочисленных экспертиз, подтвердившая превышение содержания ядовитых испарений, жители шести домов Метрогородка не устают бороться за выживание. Куда только не обращались за помощью: и в префектуру, и в городскую СЭС! Совершенно отчаявшись, в конце июля этого года даже вышли на митинг протеста у здания городской мэрии. Требовали одного – расселения.

В последний раз вопрос о «фенольных» домах поднимался в августе этого года на встрече первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина и уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Ну а 15 октября точку в этом противостоянии москвичей и власти поставил Юрий Лужков, подписав распоряжение о создании специальной комиссии, призванной детально разобраться в больном вопросе. В нее войдут около 20 человек: главный санитарный врач Москвы, заместители по строительству всех городских префектов, представители департамента жилищного фонда и НИИ типового экспериментального проектирования. Возглавит комиссию руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин.

«Пока ни одного заседания комиссии еще не было, – сказал «Новым Известиям» руководитель спецпроектов объединенного пресс-центра строительного комплекса Москвы Алексей Введенский. – Поэтому количество проверяемых домов неизвестно. Что же касается Метрогородка, то как специалист хочу сказать: «фонить» могут только открытые стены. А где вы такие сейчас видели? Все или покрашены, или оклеены обоями. В данном случае, думаю, фенола изначально не было, а если он и был, то за 15 лет давно улетучился. А вот из мебельного ДСП фенол выделяется медленно. Поэтому с полной уверенностью можно сказать: причина всех бед жителей Метрогородка – в нем. К тому же производители мебели часто грешат: вместо ДСП для жилых помещений используют материал, непригодный для квартир. Вот вам и повышенное содержание фенола в 8–10 раз. Вообще это вещество очень дорогое и в 70-х годах при строительстве Метрогородка никак употребляться не могло. Впрочем, выводы сделает созданная комиссия. Она займется детальным расследованием, а по результатам будут и действия».

Подпишитесь